С 1 сентября 2008 года проводится эксперимент по внедрению асинхронной системы организации учебного процесса на специальности и направлению подготовки «Математика» факультета математики, механики и компьютерных наук ЮФУ.
Асинхронный старт – синхронный финиш. Под таким заголовком в газете «Южный университет» (№2 – 5, 25.02.09) опубликована статья профессора кафедры и дискретной математики Я.М. Ерусалимского.
Настоящее положение распространяется на студентов 3 – 5 курсов специальности «Математика» и магистрантов направления подготовки «Математика».
Асинхронная схема организации учебного процесса обеспечивает студентам свободу в выборе отдельных учебных дисциплин образовательной программы, а также последовательности их изучения.
Каждый студент получает возможность формировать индивидуальную траекторию обучения в интересах удовлетворения своих образовательных потребностей и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Основным документом, определяющим траекторию обучения студента, является его индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план составляется студентом совместно с его научным руководителем, утверждается заведующим выпускающей кафедры и заместителем декана по асинхронному обучению.
План составляется на учебный год и утверждается в течение первых двух недель занятий в сентябре соответствующего учебного года. Изменения в утвержденном индивидуальном плане допускаются в исключительных случаях и вносятся в него не позднее первых двух недель занятий с начала второго семестра соответствующего учебного года.
Определяющей для составления индивидуального плана является специализация (профилизация), избранная студентом. Выбор специализаций/профилизаций осуществляется из списка объявленных факультетом. В отдельных случаях может быть выбрана и другая специализация из перечня, утвержденного Научно-методическим советом по математике и механике учебно-методического объединения классических университетов Российской Федерации.
При составлении индивидуального плана студент и его руководитель исходят из следующего. Многосеместровые учебные дисциплины делятся на самостоятельные учебные модули, каждый из которых изучается в течение семестра.
Организация учебного процесса осуществляется на основе европейской кредитно-зачетной системы ECTS (European Credit Transfer System). Под кредитом понимается зачетная единица, отражающая трудоемкость каждой учебной дисциплины в подготовке специалиста.
Для составления индивидуальных планов студентов используется базовый учебный план. По всем учебным дисциплинам, включенным в базовый учебный план, указываются: 1) объем работы (в академических часах); 2) количество кредитов (зачетных единиц), получаемых студентом после изучения данной учебной дисциплины (модуля дисциплины); 3) недельная загрузка студента аудиторными занятиями и самостоятельной работой в часах.
Общее количество кредитов, выделяемое на все учебные дисциплины, включенные в базовый учебный план, в учебном семестре устанавливается равным тридцати.
Все учебные дисциплины (модули дисциплин) базового учебного плана делятся на следующие группы:
Индивидуальный план работы студента на учебный семестр по объему должен составлять не менее 30 кредитов ECTS (без учета гуманитарных и факультативных дисциплин). Студент вправе при составлении индивидуального плана превышать объем в 30 кредитов в семестр с соответствующим его уменьшением в следующих семестрах. Дисциплины, избранные студентом в превышение объема, отмечаются в его индивидуальном плане как дополнительные. Результаты сдачи экзаменов и зачетов по дополнительным дисциплинам семестра учитываются в следующем семестре, в том числе и при назначении студента на стипендию. В отдельных случаях допускается включение студентом в его индивидуальный план курсов, изучаемых самостоятельно, под руководством научного руководителя. Программа курса составляется студентом совместно с его руководителем, утверждается на заседании кафедры и хранится на кафедре.
Планирование учебной нагрузки кафедр при асинхронном обучении осуществляется исходя из следующих принципов: количество курсов по выбору определяется количеством специализаций, допустимых имеющимся контингентом студентов (специализация – 10 – 12 студентов) и количеством студентов на выпускающей кафедре.
Перечень курсов по выбору готовится каждой кафедрой, согласовывается с заместителем декана по асинхронному обучению и утверждается Советом факультета. Этот перечень кафедра составляет, ориентируясь на научное направление кафедры, объявляемую специализацию и курсы, предлагаемые другими кафедрами. Объявляя специализацию и определяя перечень спецкурсов, кафедра определяет и перечень спецкурсов других кафедр, рекомендуемых к изучению студентами, выбравшим специализацию, объявленную кафедрой.
Общее руководство обучением студентов при асинхронной системе организации учебного процесса осуществляет заместитель директора по асинхронному обучению Ревина Светлана Васильевна.
Карякин Михаил Игоревич