Цель данного спецкурса приобретение студентами знаний и навыков по основным В первой части данного спецкурса рассматриваются две системы — система Хопфа (которой удовлетворяют коэффициенты Фурье уравнения в свертках, предложенного Хопфом в качестве модели турбулентности), а также близкая к ней система Лэнгфорда. Для исследования бифуркационного поведения этих систем применяются первый и второй методы Ляпунова. Во второй части курса изучаются уравнения Навье-Стокса, их точные решения, энергетический метод исследования устойчивости. На примере нахождения цикла системы Лэнгфорда иллюстрируется метод Ляпунова-Шмидта. Спецкурс призван развить практические навыки применения методов исследования нелинейных уравнений – обыкновенных дифференциальных и в частных производных. |
Спецкурс знакомит с современными программными средствами и методами исследования на компьютере математических моделей, описываемых системами нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений и отображений. Излагаются алгоритмы и подходы решения основных задач анализа динамических систем: поиска и анализа стационарных режимов, исследования нестационарных режимов, изучения зависимости решений от параметров и их бифуркаций, возникновения и анализа хаотической динамики. Теоретические положения иллюстрируются компьютерными экспериментами с рядом классических математических моделей. В ходе занятий студенты получат навыки использования интерактивных программных продуктов, программирования и работы в среде наиболее мощных математических пакетов Maple и MATLAB. Изучение спецкурса позволяет приобрести практические навыки, необходимые для исследования конкретных математических моделей. |
Спецкурс знакомит с основами метода конечных элементов, базовыми понятиями теории, способам постановки физических задач, разработки численных алгоритмов для их решения на компьютере с помощью пакета прикладных программ, реализующих метод конечных элементов. Изучается специализированный язык FreeFem++, предназначенный для записи формулировок задач, методов их решения и визуального анализа. Особое внимание уделяется проблеме перехода от сильной к слабой постановке задачи, проблеме триангуляции области, выбору конечных элементов, конструированию алгоритмов решения эволюционных задач, способам визуализации результатов расчетов. Рассматриваются современные варианты конструирования кодов программ, основанные на создании макросов. Студенты должны освоить общие и специфические приемы конструирования алгоритмов, методы создания и использования библиотек, приемы верификации алгоритмов, а также методы анализа решений. Важное место в курсе отводится постановке задач математической физики — задач теплопроводности, массопереноса, гидродинамики, электродинамики, математической биологии. Большое внимание уделяется способам построения и анализа математических моделей реальных физических, химических и биологических задач, таких как, задача о распространении тепла в неоднородной области, задача переноса пассивных и активных примесей, задача об окраске шкур животных, задача переноса-диффузии вихря, проблема тепловой гравитационной и концентрационной конвекции, задача о течении жидкости в сложных двумерных областях, задача о переносе вещества электрическим полем. Знания, полученные в рамках курса, могут использоваться в исследованиях, в научной работе, при написании дипломной работы, а также понять, для какого круга задач применимы методы математического моделирования и метод конечных элементов. |