Uncat­e­gorised

Дисциплины специализации специальности «Механика». 5 курс

Создано: 15.07.2009

Спецкурсы и лабспецы

Кафедра теоретической и компьютерной гидроаэродинамики

Специализация «Механика жидкости, газа и плазмы»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Актуальные проблемы гидромеханики9150 зач/​01(лаб)/0Бондарчук А.А.
Целью курса является: практическое применение студентами численно-​аналитических современных методов решения ряда характерных задач гидромеханики, реализация разработанных алгоритмов решения задач на ПЭВМ.
2с/​кАсимптотические методы в гидромеханике9
30÷0+15÷0 зач/​02(лек)/0+1(лаб)Батищев В.А.
Цель данного курса состоит в ознакомлении студентов с возможностями асимптотических методов исследований прикладных задач. Существует ряд проблем которые эффективно решаются методами возмущений. Это — пограничные и внутренние слои. Это – задачи с переменными нескольких масштабов. Перечисленные вопросы не исчерпывают содержания предмета курса лекций. Студенты с небольшой тратой времени вводятся в круг излагаемых вопросов и узнают возможности асимптотических методов.
3с/​к Гидроупругость9450
зач/​0
3(лек)/0Сметанин Б.И.
Целью курса является ознакомление студентов с подходами к построению математических моделей, использующих основные соотношения моделей и упругого тела, и жидких сред. Кроме того, целью курса является также рассмотрение и исследование в рамках этих моделей возникающих в практической деятельности человека простейших характерных задач о взаимодействии упругих тел с жидкостью. В задачу курса входит выработка у студентов умения ставить и решать задачи о взаимодействии упругих тел с жидкостью.
4с/​к
Метод граничных интегральных уравнений
9450 экз/​03(лек)/0Сумбатян М.А.
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями, законами и теориями в прямых численных методах граничных интегральных уравнений и граничных элементов. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения уравнений и задач в рамках указанных моделей.

в начало

Кафедра теории упругости

Специализация «Механика деформируемого твердого тела»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​л Экспериментальные методы в МСС
7,8,972÷0+0÷68+75÷0 зач/0+0/зач+зач/04(лаб)+4(лаб)/0Скалиух А.С.,
Сафроненко В. Г.,
Чебаков М. И.
Основной целью дисциплины является выработка практических навыков определения смещений, напряжений в элементах конструкции, определение базовых физических постоянных, таких как модуль Юнга, коэффициент Пуассона, предел текучести, проверка основных гипотез сопротивления материалов и теории упругости.
2с/​кНелинейные задачи теории упругости и пластичности9
30÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Зубов Л.М.
Спецкурс посвящен двум заметно отличающимся друг от друга разделам механики деформируемого твердого тела: теории пластичности и нелинейной теории упругости. Спецкурс базируется на общем курсе механики сплошных сред, в котором освещаются основные законы, принципы и математический аппарат механики континуума, а также сообщаются начальные сведения о пластичности и теории больших упругих деформаций. Спецкурс является важным элементом подготовки специалистов-​механиков на современном уровне. Это обусловлено тем, что решение многих вопросов прочности разнообразных машин и сооружений опирается на выводы теории пластичности. Теория пластичности открывает перспективы более полного использования ресурсов прочности тел благодаря расчету конструкций по методу предельного равновесия. Важную область применения теории пластичности составляют технологические процессы деформирования металлов в горячем и холодном состояниях. Теория пластичности применяется также для исследования закономерностей горного давления. Общая, то есть физически и геометрически нелинейная теория упругости в последние десятилетия получила большое распространение в расчетах изделий из резиноподобных материалов, при изучении биологических объектов, таких, как стенки кровеносных сосудов, ткани легких, мозга, эмбрионов. Нелинейная теория упругости служит также основой для расчета устойчивости разнообразных деформируемых систем.
3с/​к Приложение функционального анализа в МСС9300
зач/​0
2(лек)Устинов Ю.А.
Спецкурс посвящен приложениям идей и методов функционального анализа к исследованию линейных и нелинейных проблем теории упругости.
4с/​к
Механика разрушения
90÷0+30÷0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0Карпинский Д.Н.
Спецкурс посвящен основным понятиям механики разрушения, критериям прочности, математическим моделям теории трещин в твердых телах и численно-​аналитическим методам решения задач о равновесии упругих тел с трещинами.
5с/​к
Методы идентификации динамических систем
930/​0+ экз/​02(лек)Ватульян А.О.
Cпецкурс посвящен знакомству студентов –механиков с методами идентификации динамических объектов, методами решения некорректных и обратных задач на примерах из механики деформируемого твердого тела (ретроспективные обратные задачи, коэффициентные обратные задачи в механике полимеров и механике растущих тел, задачам реконструкции неоднородных упругих характеристик при анализе колебаний стержней, геометрическим обратным задачам о реконструкции полостей и трещин).

в начало

Дисциплины специализации специальности «Математика». 5 курс

Создано: 15.07.2009

Спецкурсы и лабспецы

Кафедра дифференциальных и интегральных уравнений

Специализация «Вещественный анализ»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Уравнения с частными производными в задачах акустики (асимптотические методы)9300 экз/​02(лек)/0Боев Н.В.
В данном спецкурсе с акцентированной прикладной направленностью излагаются методы геометрической и физической теории дифракции акустических волн. Обсуждаются актуальные проблемы акустики: дифракция акустических волн на препятствиях сложной невыпуклой формы с учетом переотражений и проблема замены неплоских отражателей плоскими в акустике помещений. Иллюстрируется применение метода стационарной фазы.
2с/​кПрименение ОДУ в экономических моделях9300 зач/​02(лек)/0Вакулов Б.Г.
В спецкурсе рассматриваются математические модели, использующие производственные функции Кобба – Дугласа, типа Кобба – Дугласа. Строятся математические модели односекторной, двухсекторной, и трёхсекторной экономики, ставятся и решаются оптимизационные задачи для них. Рассматривается также инвестиционная модель двухсекторной отрасли.
3с/​к Гармонический анализ на сфере
9300 экз/​0
2(лек)/0Вакулов Б.Г.

Спецкурс посвящён изучению общей теории рядов Фурье-​Лапласа, спектральной теории сферических свёрток и, в частности, сферических потенциалов. Вначале вводятся пространства однородных и гармонических многочленов, строится полная ортонормированная система сферических гармоник.

Приводятся условия разложения в ряд Фурье-​Лапласа функций, заданных на сфере и суммируемых с квадратом. Исследуется связь скорости сходимости ряда Фурье-​Лапласа и гладкости рассматриваемой функции.

Даётся также мультипликативная теория операторов сферической свёртки.

4л/​сДополнительные главы теории ОДУ9300 зач/​02(лек)/0Задорожный А.И.
Анализируются задачи из раздела, посвященного теории ОДУ, приведенные в опубликованном В.И. Арнольдом в журнале УМН «Математическом тривиуме».
Детальнее, чем в общем курсе ОДУ, рассматриваются элементы теории механических колебаний систем с конечным числом степеней свободы.
5л/​сПространства гладких функций
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0
Ногин В.А.
Итоговый спецкурс, в котором изучаются пространства функций, представимых теми или иными дробными потенциалами с Lp – плотностями. Вначале рассматриваются классические пространства Соболева и их обобщения, затем –пространства бесселевых, риссовых, параболических потенциалов и дробных интегралов Шредингера. Основные теоремы относятся к описанию этих пространств методом АОО. При этом, указанный метод охватывает случаи, когда соответствующий потенциал реализует отрицательные степени эллиптического (оператор Лапласа), гипоэллиптического (оператор теплопроводности) и неэллиптического оператора (оператор Шредингера), т.е. является в некотором роде универсальным.
  1. начало

Кафедра алгебры и дискретной математики

Специализация «Дифференциальные уравнения»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​кОбобщенные функции и их приложения93030 экз/​зач2(лек)/2(лаб)Пасенчук А.Э.

Спецкурс «Обобщенные функции и их приложения» предназначен для бакалавров-​математиков.
Целью спецкурса является достаточно строгое изложение теории обобщенных функций и описание некоторых областей применения аппарата обобщенных функций.

Основное внимание уделяется теории обобщенных функций медленного роста. На примере последних вводятся и изучаются основные операторы математического анализа: оператор дифференцирования, оператор интегрирования, оператор свертывания, оператор преобразования Фурье. Обсуждаются также и другие классы обобщенных функций (в частности, распределения Шварца).

В качестве приложений рассматриваются континуальные операторы типа свертки (оператор свертки, оператор Винера-​Хопфа, парные операторы) в пространствах основных и обобщенных функций, а также некоторые задачи математической физики в классической и обобщенной постановках.

2с/​кЦифровая обработка сигналов

9

030 экз/​зач2(лек)/2(лаб)Кряквин В.Д./
Гавриляченко Т.В.
Рассматриваются непрерывные, дискретные и цифровые сигналы, а так же системы их обработки. Импульсная характеристика системы, линейная свёртка. Спектральный и обобщенный спектральный анализ сигналов и систем, частотная характеристика системы. Методы фильтрации дискретных сигналов, в том числе связанных с акустической и графической информацией. Рекурсивные и нерекурсивные фильтры. Эффекты, связанные с дискретизацией аналоговых сигналов, алиасинг. Дискретное преобразование Фурье. Циклическая свёртка. Основные алгоритмы цифровой обработки сигналов, их применение. Для освоения курса необходимы начальные знания из математического анализа, основы гармонического анализа и линейной алгебры.
3с/​кПрикладное программирование93030 экз/​0
2(лек)/2(лаб)
Штейнберг Р.Б.
пец. курс «Прикладное программирование» ориентирован на студентов 5-​го курсу специальности «Математика» мехмата ЮФУ. Целью этого курса является дать студентам этой специальности представление о том, как решаются наиболее распространенные прикладные задачи. То есть это задачи не из области науки, техники или коммерческой разработки ПО, к которым готовят на специальностях «Прикладная математика» или «Информационные технологии», а задачи, возникающие в деятельности организаций, у которых основной вид деятельности не связан с разработкой ПО.
В курсе будет рассмотрено два подхода к решению задач, которые могут возникнуть в небольшой коммерческой фирме:
• Собственная разработка БД и интерфейса пользователя с использованием MS SQL Server 2005 и языка программирования C#.
• Использование платформы 1С: Предприятие.
Оба подхода будут проиллюстрированы конкретным заданием, которое нужно будет выполнить обоими способами. В результате студенты смогут на собственном опыте сравнить преимущества и недостатки обоих подходов.

в начало

Кафедра теории функций и функционального анализа

Специализация «Функциональный анализ»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​кЭкстремальные задачи в пространстве Харди930 зач.3(лек)Рябых В.Г.
Данный спецкурс знакомит с теорией пространств Харди и теорией экстремальных задач в этих пространствах. Данная теория нашла широкое применение в теории интерполяции и аппроксимации аналитических функций, а также в теории случайных процессов и квантовой механике.
2с/​кНеограниченные операторы в гильбертовом пространстве
930 зач.3(лек)Каплицкий В.М.
В спецкурсе «Неограниченные операторы в гильбертовом пространстве» рассматриваются основные вопросы теории дифференциальных операторов в гильбертовом пространстве, главным образом самосопряжённых. Подробно разбирается спектральная теория операторов Шрёдингера и асимптотические свойства дискретного спектра полуограниченных эллиптических операторов. Затрагивается теория расширений симметрических операторов и её основные применения. В спецкурсе также рассмотрены методы получения оценок собственных функций операторов возникающих в квантовой механики.
3с/​кАлгебраические методы современного функционального анализа
930 зач.
2(лек)Шубарин М.А.
В спецкурсе предполагается ознакомить студентов с методами общей алгебры, которые находят применение в теории функций и функциональном анализе (в первую очередь будут рассматриваться обобщения векторных пространств — модули, проективные и инъективные спектры и применении к ним методов гомологической алгебры). Изученная теория иллюстрируется примерами из теории функций комплексных переменных и структурной теории пространства Фреше. Может читаться, как продолжение спецкора «Избранные главы алгебры и анализа».
4с/​кПрименение метода орбит к интерполяции линейных пространств
930 эзач2(лек) Ефимов А.И.
Данный курс лекций посвящён изучению метода орбит в интерполяции линейных операторов и применению метода орбит для построения оптимального интерполяционного пространства в интерполяционных тройках пространств p-​суммируемых функций. В свою очередь найденные оптимальные интерполяционные пространства могут быть использованы для исследования вопроса существования базиса в дополняемых подпространствах некоторых классов пространств Кёте.

в начало

Кафедра математического анализа

Специализация «Теория функций и функциональный анализ»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/к+c/cОсновы теории функций многих комплексных переменных
930(л)+30(лаб)/0 экз или зач.2(лек)+2(лаб)/0Подпорин В.П.
Данный спецкурс посвящен основным элементарным понятиям теории функций многих комплексных переменных, а именно: понятию дифференцируемости в пространстве Сn, условиям Коши-​Римана дифференцируемости функции, интегральной теореме Коши и формулы Коши для полицилиндрической области, разложению в степенные ряды, ряды Гартогса, ряды Лорана, подготовительной теореме Вейерштрасса и теореме деления и простейшим следствиям из этих теорем, понятию голоморфной выпуклой области в Сn.
2с/к+c/cПравые обратные в комплексном анализе
930(л)+30(лаб)/0 экз или зач.2(лек)+2(лаб)/0Мелихов С.Н.
Данный спецкурс посвящен вопросу о существовании линейных непрерывных правых обратных операторов, действующих в пространствах аналитических и бесконечно дифференцируемых функций. Рассматриваются конкретные операторы, играющие важную роль в современном комплексном анализе. В частности, изучаются операторы представления и свертки. Представленные в спецкурсе разделы входят составной частью в тематику научных исследований, проводимых на кафедрах математического анализа и теории функций и функционального анализа.
3с/к+c/cВесовые пространства непрерывных и бесконечно дифференцируемых функций930(л)+30(лаб)/0 экз или зач.2(лек)+2(лаб)/0Абанин А.В.
Данный спецкурс посвящен изложению основ теории весовых пространств непрерывных и бесконечно дифференцируемых функций. Рассматриваются вопросы оптимального выбора весов, теоремы вложения и компактного вложения пространств такого вида. Такие пространства имеют важное значение во многих разделах математики и ее приложений. Однако подробного изложения их теории на элементарном, доступном для студентов уровне нет. Восполнение указанного пробела и составляет основную цель данного спецкурса.

в начало

Кафедра геометрии

Специализация «Геометрия и топология»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​кРиманова геометрия
930÷0+30÷0 экз+ зач/​02(лек)+2(лаб)/0Перлова Н.Г.

Целью курса является ознакомление с языком и методом вошедшими в риманову геометрию в середине прошлого века и ставшими классическими. Изложение материала ведется в инвариантной форме, что, как правило, приводит к более простым и компактным доказательствам.
Полученные в инвариантной форме результаты записываются также в координатной форме.

В курсе излагаются следующие разделы: пространства аффинной связности, римановы пространства, изометрические погружения римановых пространств, геодезические в римановом пространстве, полные римановы пространства, пространства постоянной кривизны.
Чтение лекций сопровождается формулированием многочисленных упражнений, которые предлагаются студентам в качестве индивидуальных заданий с рейтинговой оценкой результатов их выполнения.

2
с/​кИзбранные вопросы геометрии в «целом» 930÷0+30÷0 экз+зач/0
2(лек)+2(лаб)/0
Климентов Д.С.
В спецкурсе продолжается изложение классической теории поверхностей, теории изгибаний многогранников, теории двумерных многообразий ограниченной кривизны в объёме, необходимом для специализации по кафедре геометрии. Краткое содержание: параллельный перенос векторов и тензоров вдоль кривой на поверхности; ковариантное дифференцирование; тензор кривизны Римана; дифференциальные инварианты Бельтрами и некоторые их применения; поверхностные полосы; элементы внутренней геометрии поверхности; линейчатые поверхности.
3с/​кПроективная геометрия
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Тюриков Е.В.
В данном спецкурсе излагаются основы проективной геометрии в том минимальном объеме, который необходим при первом знакомстве с предметом. С учетом ограниченного числа часов, отведенных программой, изложение ориентировано на использование студентами в качестве дополнительной литературы классического учебника Глаголева Н.А. «Проективная геометрия» и монографии Дж. В. Юнга с тем же названием, т.е. основывается на интуиции и развертывается при помощи синтетических методов: проективные и метрические понятия четко разграничены. В соответствии с этим дается систематическое и вполне элементарное изложение большей части основных предложений проективной геометрии, получающих свое завершение в теоремах Паскаля и Брианшона и в учении о взаимных полярах, связанных с коническим сечением.

в начало

Программа XXVII студенческой «Недели науки«

Создано: 20.04.2009

Студенческая научная конференция «Неделя науки» начнется в 10:00 в четверг, 23 апреля.

Работа конференции будет проводиться по 6 секциям:

секция 1. «Математика» (а.311)
секция 2. «Механика» (а.108)
секция 3. «Методы оптимизации и компьютерное моделирование сложных систем» (а.312)
секция 4. «Теоретическое и системное программирование. Защита информации» (а.211)
секция 5. «Прикладное программирование и базы данных» (а.212)
секция 6. «Математическое моделирование» (а.218)

Кроме студенческих докладов на конференции будут представлены сообщения школьников — призеров XXXIV научно-​практической конференции ДАНЮИ

Дисциплины специализации специальности «Прикладная математика и информатика». 5 курс

Создано: 15.07.2009

Спецкурсы и лабспецы

Кафедра прикладной математики и программирования

Специализация «Математическое и программное обеспечение моделей экономической деятельности»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к

Теоретико-​игровые модели организационного управления


9680 зач/​04(лек)/0
Угольницкий Г.А.
Имеет целью ознакомить студентов с основными моделями теории игр в нормальной форме, кооперативных и иерархических игр как средствами описания принятия решений в конфликтных ситуаций на примерах действий хозяйствующих субъектов рыночной экономики и политических субъектов демократического общества. Основная роль отводится трактовке принципов оптимальности для различных классов игр как способов принятия компромиссных, реализуемых на практике решений конфликтов с непротивоположными интересами.
2с/​кМногопоточное программирование на JAVA
9340 зач/​01(лек)1(лаб)/0Чердынцева М.И.
Цель курса – знакомство с языком JAVA и основными принципами многопоточного программирования
3с/​кОперационные системы
8680 экз/​0 2(лек)2(лаб)/0Лебединская Е.Н.
Цель курса – изучить архитектуру и принципы работы операционных систем, механизмы обеспечения взаимодействия пользователя с периферийными устройствами, получить практические навыки использования системных функций и прямого взаимодействия с портами периферийных устройств, навыки системного администрирования
4с/​кРазработка и стандартизация программных средств
9340 зач/​01(лек)1(лаб)/0Бойко В.В.
Цель курса – ознакомление с современными методами и технологиями разработки программных средств с применением современных методов и стандартов и возможностью применения знаний в будущей профессиональной деятельности.
5с/​к
Моделирование динамических систем9340 лек 340 лаб экз/​0 зач/​02(лек)2(лаб)/0Усов А.Б.
Цель курса – ознакомление с основами моделирования динамических систем, основными понятиями математической теории устойчивости, первым и вторым методами Ляпунова исследования устойчивости, а также асимптотическим интегрированием динамических систем.
6с/​к
Основы теории управления и управление данными9340 лек 34/​0лаб экз/​0зач/​02(лек)2(лаб)/0Усов А.Б.
Цель курса – знакомство студентов с основными понятиями математической теории управления, основными методами и подходами к управлению, видами организационных структур систем управления, а также с компьютерными системами поддержки принятия решений в системах управления.

начало

Кафедра вычислительной математики и математической физики

Специализация «Математическая физика»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Теория гидродинамической устойчивости
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Колесов В.В.
В курсе излагаются основы современных асимптотических и численных методов исследования устойчивости и бифуркаций различных течений жидкости. Основное внимание уделяется компьютерному анализу поведения динамических систем, моделирующих гидродинамические течения. В качестве примеров подробно рассматриваются линейные и нелинейные задачи устойчивости конвективных движений в подогреваемом снизу плоском горизонтальном слое жидкости и течений жидкости в системах с цилиндрическими симметриями.
2с/​кТеория бифуркаций для задач гидродинамики
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Моршнева И.В.
В спецкурсе изучаются основные бифуркации, встречающиеся в задачах гидродинамики. Даются подходы и методы теории бифуркаций, которые применяются при исследовании возникновения новых режимов течений жидкости с изменением параметров задачи.
3с/​кЛинейные и нелинейные волны
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Жуков М.Ю.

Спецкурс посвящен теории линейных и нелинейных волн, основанной на теории квазилинейных гиперболических уравнений. Рассмотрены метод характеристик, инварианты Римана, консервативные системы, потенциал, разрывные решения квазилинейных гиперболических уравнений. Кроме этого рассмотрены всевозможные приложения теории волн - задачи переноса примесей, хроматографии, электрофореза, задачи о волнах на мелкой воде, задачи взаимодействия волн.

4л/​сДополнительные главы теории гидродинамической устойчивости
930÷0+30÷0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0
Овчинникова С.Н.
В предлагаемом спецкурсе излагаются математические модели гидродинамики и исследуется устойчивость их решений.
5л/​сКомпьютерная поддержка задач финансовой математики
930÷0+30÷0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0Шлейкель А.Л.
На примере создания реального прикладного решения показана структура различных объектов, их назначение и методика использования. Рассмотрены наиболее важные и часто используемые объекты конфигурации: константы, справочники, документы, регистры накоплений, регистры сведений, отчеты, макеты и пр. Освещены вопросы разработки печатных документов и применения построителя отчетов.
6л/​с
Процессы на фрактальных средах
930÷0+30÷0 зач/​0
2(лек)+2(лаб)/0
Прозоров О.А.

Курс начинается с описания основных понятий дробной размерности и классических объектов теории фрактальных множеств, на простых примерах вводятся понятия систем итерирующих функций (СИФ), аттракторов этих систем. Рассматриваются простейшие алгоритмы расчета размерности множества.

Программное обеспечение, необходимое для проведения занятий: Mat­Lab, Wave­Lab, ChaosPro.

в начало

Кафедра теории упругости

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Математические модели гидродинамики кровообращения
934÷0+34÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)Углич П.С.
Целью данного курса являются знакомство студентов с основами динамики вязкой жидкости, с устройством кровеносной системы, и основными моделями, описывающими кровь и стенки кровеносных сосудов, а также исследование задач, моделирующих движение крови по сосудам.
2с/​к Обратные задачи в биомеханике 934÷0+17÷0 экз/​02(лек)+1(лаб)Явруян О.В.
Целью данного курса является знакомство студентов с разными классами обратных задач в области биомеханики, изучение основных методов исследования обратных задач в математической физике и численными схемами при их реализации, а также исследование основных моделей биомеханики и решение модельных обратных задач. Задания, выдаваемые в ходе лабораторного практикума, способствуют приобретению студентами навыков работы с системами аналитических вычислений Мар1е и Махima, освоению методов решения некорректных и обратных задач.
3с/​к
Основы механики стенок кровеносных сосудов
9
30÷0+30÷0 экз2(лек)
+2(лаб)
Зубов Л.М.
Спецкурс посвящен разделу биомеханики, связанному с изучением механических свойств стенок кровеносных сосудов. Спецкурс базируется на учебном курсе «Математическое моделирование в механике сплошной среды» и использует основные законы, принципы и математический аппарат современной механики континуума. Содержание курса отражает новейшие достижения мировой экспериментальной и теоретической науки о механическом поведении стенок артерий и других крупных кровеносных сосудов. Спецкурс является важным элементом подготовки специалистов по компьютерной биомеханике на современном уровне. Это обусловлено тем, что согласно последним исследованиям законы механики могут быть успешно использованы при изучении причин возникновения атеросклероза — главной причины смертности в цивилизованном мире. Основная цель курса состоит в систематизированном описании механических свойств артерий на базе континуальной теории упругости при больших деформациях, в постановке нелинейных краевых задач о напряженном состоянии стенок сосудов и разработке методов их решения.
4с/​кМетоды теории оболочек в биомеханике
934÷0+34÷0 зач
2(лек)+2(лаб)Сафроненко В.Г.
Спецкурс посвящен введению в теорию оболочек типа Кирхгофа-​Лява, формулировке основной проблемы перехода от трехмерной задачи теории упругости к двумерной. Осуществлено ознакомление студентов с постановкой краевых задач теории оболочек, основными методами их решения и примерами решения некоторых задач. На основе теории представленных моделей оболочек рассматривается математическая модель операции по лечению отслойки сетчатки. Излагается биомеханическая модель развития отслоения сосудистой оболочки. Представлена задача построения модели развития глаукоматозной атрофии зрительного нерва.
5с/​к, с/​л
Компьютерная биомеханика
9
30÷0+30÷0 зач
2(лек)+2(лаб)Сухов Д.Ю.
Целью данного курса является углубление знаний в области бескоординатного тензорного описания задач механики деформируемого твердого тела, приобретение студентами навыков уверенной работы с системами аналитических вычислений Maple и Max­ima, более глубокое знакомство с их возможностями, в том числе новыми, знакомство с вычислительной системой Scilab, которое позволит студентам в дальнейшем использовать ее возможности при проведении самостоятельных научных исследований, расширение кругозора в области применения методов и концепций теории упругости к описанию явлений в биологических тканях и органах.

начало

Кафедра математического моделирования

Специализация «Математическое моделирование»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1c/​к Прикладная статистика
930÷0+30÷0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0Курбатова Н.В.
Курс «Прикладная статистика» рассчитан на изучение теории и механизмов проведения статистической обработки данных. Освоение курса начинается первичным анализом основных статистик, изучением законов их распределения и статистических критериев оценки их величин. В рамках курса также изучаются регрессионные и дисперсионные модели, и элементы дискриминантного анализа. Выполняется серия индивидуальных заданий.
2с/​кНелинейные модели
930÷0+30÷0 экз/​0
2(лек)+2(лаб)/0
Наседкин А.В.

Дисциплина “Нелинейные модели” предназначена для углубленного изучения разнообразных нелинейных физико-​технических моделей и связанных физико-​механических задач, конечно-​элементных и гранично-​элементных технологий решения сложных нелинейных задач математической физики, а также знакомства с современными конечно-​элементными пакетами, предоставляющими возможности нелинейного конечно-​элементного анализа.

Тематика лекций и лабораторных работ включает следующие разделы: нелинейные модели в научно-​технических задачах, численные методы решения нелинейных задач, конечно-​элементное моделирование нелинейных задач, реализация и особенности решения нелинейных задач в современных конечно-​элементных пакетах на примерах ANSYS и Flex­PDE, задачи теории устойчивости, нелинейный структурный анализ, физически и геометрически нелинейные задачи, задачи теории пластичности, вязкоупругости, связанные физико-​механические поля, контактные задачи, задачи гидроаэромеханики и тепломассопереноса.

3с/​к Идентификация систем и моделей управления
930(лек)+
30(лаб)/0 экз/​0
2(лек)+2(лаб)/0Шевцов С.Н.
В курсе изучаются современные концепции моделирования сложных систем, их идентификации, теоретические основы и практическая реализация средств синтеза и анализа систем управления, рассматриваются вычислительные аспекты используемых современных методов и изучаются соответствующие программные комплексы. Курс призван дать студенту представление о современных методах и средствах математического и физического моделирования сложных систем, преимущественно физических, технических и организационных, оптимизации их функциональных показателей, научить созданию и анализу моделей систем и процессов, дать навыки использования принятых в мировом инженерном сообществе программных средств математического моделирования для эффективного применения полученных знаний и умений в современных высокотехнологичных отраслях.
4с/​к Численные методы линейной алгебры для разреженных матриц
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Еремеев В.А.

Содержание курса состоит в изложении прямых и итерационных численных методах линейной алгебры и технологиях работы с разреженными матрицами. Содержание курса состоит из следующих элементов:

• Элементы теории матриц (векторные и матричные нормы, типы матриц).
• Свойства числа обусловленности.
• Основные мультипликативные разложения.
• Прямые методы решения СЛАУ с симметричными матрицами.
• Определение, основные понятия и общие свойства итерационных методов решения задач линейной алгебры.
• Основные итерационные методы и их свойства.
• Процедуру полиномиального ускорения итерационного метода.
• Алгоритм Чебышевского ускорения.
• Метод наискорейшего спуска. Метод сопряженных градиентов.
• Методы типа сопряженных направлений и GMRES.
• Задачи на собственные значения. Оценки спектра (круги Гершгорина и др.).
• Степенной метод (в том числе и для обобщенной задачи на собственные значения).
• Процесс Ритца поиска собственных значений и собственных векторов.
• Метод одновременных итераций. Методы Ланцоша и Арнольди.
• Способы хранения разреженных матриц. (Ленточные матрицы, профильный формат).

5с/​кОбратные задачи
930(лек)+30(лаб)/0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0Соловьёв А.Н.
Рассматриваются постановки, классификация и особенности обратных задач математической физики. Отдельное внимание уделяется обратным задачам теории упругости. Рассмотрены постановки и методы решения задач неразрушающего контроля.
6
л/​сИнтернет технологии
9
30(лек)+30(лаб)/0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0
Надолин Д.К.
В курсе рассматриваются вопросы создания современных веб-​приложений средствами Microsoft ASP​.NET, а так же методики организации доступа и использования данных. Основными темами курса являются серверные и клиентские элементы управления, сервис-​ориентированные архитектуры и веб-​службы, вопросы параллельного доступа к РСУБД и методики тестирования веб-​приложений. Практические занятия проходят в форме командной реализации мини-​проектов веб-​сайтов.

в начало

Кафедра высшей математики и исследования операций

Специализация «Исследование операций и системный анализ»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Дополнительные главы теории игр
930/​0+ 300 экз/​02(лек)/0 +2/0(лаб)Зинченко А.Б.
Данный курс предназначен для студентов и магистров, специализирующихся в области финансовой математики, читается в 9 семестре и знакомит с основными концепциями теории неантагонистических игр. Цель курса: дать студентам фундаментальные знания по теории игр, способствовать развитию навыков стратегического мышления, научить строить математические модели конфликтных ситуаций, в которых интересы участников не являются строго антагонистическими, но и не совпадают полностью. Изучаются игры с трансферабельной и нетрансферабельной полезностью, структурированные игры, а также дискретные игры. Приводятся специальные свойства частных классов игр: супераддитивных, квазивыпуклых, k-​выпуклых, выпуклых, простых, сбалансированных, полностью сбалансированных, игр с постоянной суммой. Затрагиваются вопросы их геометрической интерпретации. Рассматриваются концепции С – ядра, СС-​ядра, D-​ядра, двойственного ядра, N-​ядра , NM-​решения, значения Шепли, консенсус-​решения, эгалитарного решения для выпуклых игр, {tex}\tau{/tex}-значения для квазивыпуклых игр. Приводятся условия существования решений..
2с/​к Нечеткие экспертные и ситуационные системы
930/​0+ 300 экз/​02(лек)/0 +2/0(лаб)Сантылова Л.И.
Данный курс является продолжением с\к «Математическое моделирование на основе теории нечетких множеств», читаемого для студентов 3-​го курса. В этом курсе находит дальнейшее развитие понятие нечеткого отношения через введение нечеткой рефлексивности, нечеткой симметрии, антисимметрии и т.п. В результате вводятся отношения нечеткой эквивалентности, нечеткой толерантности, нечеткого порядка. Рассматривается понятие нечеткой ситуации как нечеткого множества более высокого уровня, и вниманию студентов предлагаются ситуационные системы вида: «Ситуация-​действие» и «Ситуация — стратегия управления — действие». Нечеткие высказывания, правила нечеткого логического вывода, различные системы нечетких высказываний составляют вторую половину с\к, которая имеет целью, изучение различных нечетко-​множественных экспертных систем.
3с/​кДополнительные главы исследования операций
930/​0+ 300 экз/​02(лек)/0 +2/0(лаб)Землянухина Л.Н.
В курсе рассматриваются вопросы, связанные с разработкой генетических алгоритмов и их применение для решения некоторых задач оптимизации на графах: задача разбиения графа, задача коммивояжера, задача раскраски. Кроме того, в курсе рассматриваются задачи стохастического программирования и методы их решения на базе генетического алгоритма.
4л/​с Деловая игра «Программная поддержка управленческих решений»
91200
зач/​0
8(лаб)/0Гусаков С.В.
Основная цель курса заключается в приобретении студентами навыков коллективной разработки программного обеспечения для поддержки управленческих решений. Лабораторные занятия по курсу проводятся в виде деловой игры ролевого типа. С этой целью формируются рабочие группы, состоящие из четырех, пяти студентов, между членами группы распределяются роли (руководитель группы, системный аналитик, программист, специалист по методам оптимизации, принятию решений, базам данных). Каждая рабочая группа коллективно разрабатывает программный продукт для решения прикладной оптимизационной задачи на одну из заданных тем.
5л/​сСовременное программное обеспечение
930/​0+ 300 зач/​02(лек)/0 +2/0(лаб)Гусаков С.В.
Основная цель курса — ознакомить студентов с современным программным обеспечением, предназначенным для поддержки принятия решений. В курсе рассматриваются системы поддержки принятия решений (СППР), основанные на различных методах учета предпочтений лица принимающего решение, способах оценки и сравнения альтернатив в слабоструктурированных и неструктурированных задачах.

в начало

Кафедра алгебры и дискретной математики

Специализация «Математическая кибернетика»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Модели защиты информации
93030 экз/​02(лек)/2(лаб)Деундяк В.М./
Мкртичян В.В.
Цель курса – изучение основ теории и практики комплексных моделей защиты информации от НСД и помех и современных криптографических методов. Рассматривается общая схема передачи конфиденциальной информации по дискретному зашумленному каналу передачи данных. В случаях полного и частичного перехвата строятся различные модели защиты. Изучается математическая модель канала Вайнера с частичным перехватом и возможные способы ее реализации. Рассматриваются модели защиты информации на основе блочных криптосистем (в том числе AES) и эллиптической криптографии. Изучаются возможности организации ЭЦП. Строится схема специального широковещательного шифрования.
2 с/​кОсновы финансовой математики
93030 экз/​0
2(лек)/2(лаб)
Кудрявцев О.Е.
Быстрое развитие финансового сектора сделало необходимым внедрение математических моделей в эту область. На стыке науки о финансах и математики сформировалась такая наука, как финансовая математика, объектом исследования которой являются финансовые операции. Центральным разделом финансовой математики является теория ценообразования производных финансовых инструментов (опционов).
Специальный курс «Основы финансовой математики» изучается в 8 и 9 семестрах студентами отделения прикладной математики факультета математики, механики и компьютерных наук, специализирующихся на кафедре АиДМ, и опирается на знания, полученные в курсах «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математический анализ», «Уравнения математической физики». Цель изучения дисциплины — овладение методами решения стандартных задач ценообразования опционов в различных моделях финансовых рынков.
Первая часть специального курса посвящена классической теории финансовых рынков, включающей в себя дискретные модели и модель Блэка-​Шоулса. В этом разделе студенты изучают биномиальную модель, знакомятся с основами стохастического интегрирования, узнают о знаменитой формуле Блэка-​Шоулса. Первая часть курса завершается экзаменом.
С конца прошлого века выделился определенный класс более реалистичных негауссовских процессов Леви, обобщающих модель Блэка-​Шоулса. Преимуществом новых моделей является с одной стороны возможность моделирования скачков цены акции, с другой более реальная оценка рисков. Вторая часть специального курса изучает современные методы решения задач ценообразования европейских, барьерных, цифровых и американских опционов в моделях Леви.
3с/​лМикропрограммирование
93030 зач/​02(лек)/2(лаб)Маевский А.Э.

Цель курса – рассмотрение работы вычислительных систем с точки зрения составляющих их частей. В курсе рассматриваются основные способы организации вычислительных микропроцессоров с точки зрения решаемых задач, методы построения специализированных микропроцессоров на основе программируемых логических интегральных схем (ПЛИС). Приводится обзор языков описаний устройств VHDL, Ver­ilog. Лабораторные занятия посвящены изучению языка ассемблера семейства процессоров х86.

4с/​к Программная инженерия
93030 зач/​0
2(лек)/2(лаб)Адигеев М.Г.

Цель и задачи курса: ознакомить студентов с современными методиками, применяемыми при индустриальной разработке программного обеспечения. В результате прохождения курса студенты приобретут представление о жизненном цикле программного продукта (ПП), технологиях и инструментах, применяемых на каждом этапе разработки ПП, освоить базовые понятия и принципы проектного менеджмента. Полученные знания и навыки позволят выпускникам факультета математики, механики и компьютерных наук быстрее вливаться в команды разработки ПО и успешнее строить карьеру в софтверном бизнесе.
Курс включает в себя следующие разделы:
• Введение в дисциплину.
• Обзор методологий разработки ПО.
• Управление командой разработчиков.
• Работа с требованиями к ПО.
• Планирование и проектирование архитектуры ПО.
• Планирование и контроль процесса разработки ПО.
• Методы управления рисками и сроками в процессе разработки ПО.
• Организация и методы тестирования.
• Развертывание и сопровождение программного продукта.
• Обзор популярных методологий разработки: RUP, MSF, XP.
• Обзор отраслевых стандартов.

5с/​кПараллельные вычисления
93030 экз/​0
2(лек)/2(лаб)Штейнберг Б.Я.

Спецкурс предназначен для развития у студентов представлений о многообразии параллельных вычислительных архитектур и параллельных алгоритмов. В спецкурсе изучаются параллельные вычислительные архитектуры, коммуникационные устройства, рассматриваются задачи моделирования различных параллельных процессов с помощью сетей Петри. Рассматриваются информационные зависимости в программах и эквивалентные преобразования программ. Изучается влияние информационных зависимостей на распараллеливание на различные параллельные вычислительные архитектуры: MIMD, SIMD, конвейерные. По теме «Эквивалентные преобразования программ» разработаны тесты.

6
с/​кАрхитектура компьютеров93030 зач/​02(лек)/2(лаб)Козак А.В.
В курсе рассматриваются x86 совместимые персональные компьютеры. Подробно описываются архитектура Intel Core, широко используемая в современных процессорах, приходящая ей на смену архитектура Nehalem и конкурирующая архитектура AMD K10. Большое внимание уделяется физической реализации архитектур. Подробно изучаются основные компоненты ПК: материнские платы, процессоры, оперативная память, графическая подсистема, устройства хранения информации и периферия. Особое внимание уделяется проблемам сохранности информации и ее восстановления. Цель курса – дать теоретические основы устройства персонального компьютера и практические рекомендации по выбору платформы, эксплуатации и ремонту ПК.

в начало

Кафедра алгебры и дискретной математики

Специализация «Программное обеспечение и защита информации»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​кМодели защиты информации
93030 экз/​0
2(лек)/2(лаб)Деундяк В.М./
Косолапов Ю.В.

Цель курса – изучение основ теории и практики комплексных моделей защиты информации от НСД и помех и современных криптографических методов. Рассматривается общая схема передачи конфиденциальной информации по дискретному зашумленному каналу передачи данных. В случаях полного и частичного перехвата строятся различные модели защиты. Изучается математическая модель канала Вайнера с частичным перехватом и возможные способы ее реализации. Рассматриваются модели защиты информации на основе блочных криптосистем (в том числе AES) и эллиптической криптографии. Изучаются возможности организации ЭЦП. Строится схема специального широковещательного шифрования.

2с/​кПрограммная инженерия93030 экз/​02(лек)/2(лаб)
Адигеев М.Г.

Цель и задачи курса: ознакомить студентов с современными методиками, применяемыми при индустриальной разработке программного обеспечения. В результате прохождения курса студенты приобретут представление о жизненном цикле программного продукта (ПП), технологиях и инструментах, применяемых на каждом этапе разработки ПП, освоить базовые понятия и принципы проектного менеджмента. Полученные знания и навыки позволят выпускникам факультета математики, механики и компьютерных наук быстрее вливаться в команды разработки ПО и успешнее строить карьеру в софтверном бизнесе.

Курс включает в себя следующие разделы:
• Введение в дисциплину.
• Обзор методологий разработки ПО.
• Управление командой разработчиков.
• Работа с требованиями к ПО.
• Планирование и проектирование архитектуры ПО.
• Планирование и контроль процесса разработки ПО.
• Методы управления рисками и сроками в процессе разработки ПО.
• Организация и методы тестирования.
• Развертывание и сопровождение программного продукта.
• Обзор популярных методологий разработки: RUP, MSF, XP.
• Обзор отраслевых стандартов.

3с/​кАрхитектура компьютеров9
3030 зач/​0
2(лек)/2(лаб)Козак А.В.
В курсе рассматриваются x86 совместимые персональные компьютеры. Подробно описываются архитектура Intel Core, широко используемая в современных процессорах, приходящая ей на смену архитектура Nehalem и конкурирующая архитектура AMD K10. Большое внимание уделяется физической реализации архитектур. Подробно изучаются основные компоненты ПК: материнские платы, процессоры, оперативная память, графическая подсистема, устройства хранения информации и периферия. Особое внимание уделяется проблемам сохранности информации и ее восстановления. Цель курса – дать теоретические основы устройства персонального компьютера и практические рекомендации по выбору платформы, эксплуатации и ремонту ПК.

в начало

Кафедра информатики и вычислительного эксперимента

Специализация «Защита информации»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​кПрограммирование в среде Windows
960 зач2 (лек) + 2 (лаб)Нестеренко В.А.

Спецкурс посвящен созданию приложений в операционной системе Win­dows. В рамках данного курса рассматривается общая архитектура приложений в среде Win­dows и основные принципы взаимодействия приложения с окружающей средой (операционной системой, внешними устройствами и другими приложениями). В спецкурсе используется язык программирования C/​C++, среда разработки не фиксирована: Visual Stu­dio, Code Blocks, Eclipse и т.п. Базовыми элементами для создаваемых приложений являются API функции системы Windows.

По содержанию спецкурс состоит из следующих тем: Общая структура оконного приложения Win­dows; Очередь сообщений, типы сообщений, обработка сообщений; Управление очередью сообщений. Графический контекст; Битовая карта, перерисовка изображений, BMP — основной графический формат Win­dows, аппаратно-​независимый растр; Захват изображения с экрана; Работа с файлами, файлы отображаемые в память; Анимация изображений; Элементы управления. Процессы и потоки исполнения, синхронизация потоков; Система сокетов, создание сетевых приложений; Методы защиты информации в ОС Windows.

в начало

Кафедра информатики и вычислительного эксперимента

Специализация «Программное обеспечение»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1л/​сПроектирование информационных систем
960 зач2 (лек) + 2 (лаб)Заставной Д.А.

Главной задачей данного курса является изучение студентами основных принципов, подходов и существующих технологий разработки программного обеспечения в промышленных масштабах, применяемых в настоящее время. Основное внимание уделяется таким важным аспектам, недостаточно затрагиваемым в общих курсах, как управление программными проектами и проектирование основных процессов создания ПО. Также в курсе затрагивается проектирование баз данных. Наряду с изучением теоретических концепций, при освоении курса студенты так же получаю практические навыки их применения, включая использование средств автоматизации (CASE-​систем) разработки ПО.

В курсе рассмотрены следующие основные темы. К изучаемому теоретическому материалу относятся: процессы и этапы разработки ПО, модели жизненного цикла, методы сбора функциональных требований, методика оценки сложности ПО и трудозатрат, управление рисками, и др. В практической части курса рассматривается построение и применение ER-​диаграмм и языка UML при создании информационных систем.

2с/​к Базы данных
9602 (лек) + 2 (лаб)Дружинина И.Д.
Лекционный курс посвящен изложению вопросов обеспечения целостности реляционных баз данных, стратегий ее поддержания. В курсе изучаются декларативные и процедурные средства обеспечения целостности БД, проблемы параллельной работы транзакций в многопользовательских приложениях и методы разрешения конфликтов. В курсе рассматриваются вопросы восстановления данных, методы протоколирования работы пользователей, а также содержится краткое изложение основ языка SQL.
Практические занятия нацелены на то, чтобы студенты научились обеспечивать целостность баз данных средствами SQL, приобрели навыки написания триггеров, на практике освоили методы обеспечения параллелизма в работе транзакций. Все примеры реализуются в среде MS SQL-​Server.
3с/​кWeb/​XML технологии
975 экз2 (лек) + 3 (лаб)Савельев В.А.
Спецкурс посвящен web программированию в среде популярных серверов Apc­ahe и Tom­cat. В начале дается введение в CGI-​программирование, сообщаются начальные сведения для создания сервлетов и JSP, рассматриваются принципы программирования на стороне клиента: язык программирования JavaScript, приемы программирования и отладки. Далее изучается язык XML и семейство связанных с ним технологий.
Рассматриваются: работа с SAX-​парсерами, DOM, использование XSLT, некоторые популярные приложения XML. Также рассматриваются общие принципы и примеры реализации веб-​сервисов, использующих язык XML. Кроме того, дается понятие о быстро развивающейся технологии AJAX.
4с/​кСУБД Ora­cle
9120 зач + экз4 (лек) + 4 (лаб)Махно В.В.
Введение и выбор данных с использованием команды Select языка SQL. Ограничение и сортировка выходных данных, использование однострочных функций для получения требуемых выходных данных, агрегирование данных с помощью групповых функций. Выборка данных из нескольких таблиц и использование подзапросов. Использование операторов над множествами. Выборка данных из нескольких таблиц и использование подзапросов. Манипулирование данными. Использование команд языка определения данных (data def­i­n­i­tion lan­guage DDL) для создания и управления таблицами.
5с/​кФункциональное программирование
945 зач2 (лек) + 1 (лаб)
Ячменева Н.Н.
Основные понятия функционального программирования. Основные компоненты функционального языка программирования. Синтаксис языка LISP. Списки — основные структура данных языка LISP. Предопределенные атомы и базовый набор функций языка LISP. Определение новых функций. Примеры реализации проектов: Символьное дифференцирование. Анализ размерностей. Представление множеств. Ханойские башни. Функции высших порядков. Ламбда выражение. Реализация множеств, списков и массивов в виде функций. Функциональное представление логических и числовых данных.

в начало

Кафедра теоретической и компьютерной гидроаэродинамики

Специализация «Обратные и некорректно поставленные задачи»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Некорректные задачи вычислительных технологий
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Батищев В.А.
Целью курса является ознакомление студентов с основными методами решения различных некорректно поставленных задач. Среди них есть задачи, относящиеся как к классическим разделам математики, так и к различным классам важных прикладных задач. Это задачи решения линейных интегральных уравнений первого рода, задачи суммирования рядов Фурье, коэффициенты которых известны приближенно, задачи оптимального управления, решение вырожденных и плохо обусловленных систем линейных алгебраических уравнений и решение других важных прикладных проблем.
2с/​к Обратные задачи моделирования экономики
930÷0+30÷0 экз/​0
2(лек)+2(лаб)/0Сметанин Б.И.
Целью курса является ознакомление студентов с основными подходами к построению экономико-​математических моделей, их анализом, проведением вычислительных экспериментов и исследованием полученных результатов. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения прямых и обратных задач в рамках указанных моделей. Курс расширяет понятие экономических задач: в число таких задач, рассматриваемых на предприятиях с целью получения максимальной прибыли, входят также задачи оптимального проектирования инженерных конструкций, решаемые с использованием методов механики сплошной среды.
3с/​кСовременные численные методы в механике жидкости
930÷0+30÷0 экз/​02(лек)+2(лаб)/0Сумбатян М.А.
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями в распространении акустических волн. В задачи курса входит выработка у студентов навыков практического решения уравнений и задач, в том числе, с использованием компьютера.
4л/​сАктуальные проблемы прикладной математики
930÷0+30÷0 зач/​0
2(лек)+2(лаб)/0
Батищев В.А.
Цели и задачи семинара – ввести студентов в круг вопросов современной прикладной математики, которые находят широкое применение при решении задач окружающей среды, экономических и экологических процессов, современной криптографии, изучить математические модели и методы решения прикладных задач.
5л/​сМетод граничных интегральных уравнений
9
30÷0+30÷0 зач/​0
2(лек)+2(лаб)/0
Сметанин Б.И.
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями, законами и теориями численно-​аналитических методов решения граничных интегральных уравнений. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения уравнений и задач в рамках указанных моделей.
6л/​сЧисленное решение задач прикладной математики
930÷0+30÷0 зач/​02(лек)+2(лаб)/0
Батищев В.А.
Комплексная цель курса лекций – овладение студентами численными методами, которые применяются при решении краевых задач для систем линейных и нелинейных дифференциальных уравнений. Эти задачи возникают при расчетах передачи тепла, распределения примеси, потоков вязкой жидкости при ламинарном или турбулентном режимах, конвекции и т.п. В курсе подробно рассматриваются метод конечных элементов, метод конечных объемов, спектральные методы и другие методы взвешенных невязок. В результате дискретизации нелинейных и линейных уравнений возникает необходимость решения систем линейных алгебраических уравнений. Для этих систем описываются прямые и итерационные методы их решения, такие как релаксация, метод Гаусса-​Зейделя и др. Приводятся явные и неявные схемы для расчетов с помощью конечных разностей. Приводятся примеры расчетов вязких нестационарных потоков жидкости, решаются задачи биогидродинамики. Студенты приобретают навыки, которые необходимы для работы в высокотехнологических областях знаний. Полученные знания служат базой для дальнейшего развития численных моделей с широким использованием компьютерных технологий. Курс рассчитан на 30 часов лекций и 30 часов практических занятий.

в начало

Видеоотчет о конференции базовых кафедр ЮНЦ РАН

Создано: 17.04.2009

Избранные фрагменты выступлений участников конференции базовых кафедр ЮНЦ РАН.

Гирченко А.А. (победитель)

Арутюнян О.Э.

Каламбет В.Б.

Кочубей Т.В.

Шапошников К.С.

Джонуа И.

Домашенкина Т.В.

Лыжов В.А.

Мосикян А.А.

Чумакова Е.С.

Дисциплины специализации специальности «Информационные технологии». 3 курс

Создано: 15.07.2009

Спецкурсы и лабспецы

Кафедра алгебры и дискретной математики

Специализация «Информационные технологии»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Алгоритмы и анализ сложности
5510 экз/​03(лек)/0Штейнберг Б.Я.
Спецкурс предназначен для развития у студентов алгоритмического мышления, способности оценивать быстродействие этих алгоритмов и культуры обоснования их корректности. В спецкурсе также предполагается изучать влияние структур данных на эффективность алгоритмов. Студенты должны получить представление об NP-​полных задачах, о точных и эвристических алгоритмах. Предполагается рассмотреть понятие вычислительной сложности задачи. Кроме классического понятия сложности алгоритма, представляющего собой количество арифметических операций, как функцию количества входных данных, будет рассмотрена сложность алгоритмов по обращениям к памяти.
2с/​кСтандартная библиотека C++
5
1717 экз/​01(лек)/1(лаб)Михалкович С.С.

Курс базируется на двухсеместровом курсе «Основы программирования» и односеместровом курсе «Языки программирования», в которых закладываются основные навыки программирования на языке C++, а также дается представление об объектах и классах. Трудоемкость курса может быть оценена как средняя, с учетом того базового набора знаний, умений и навыков, которые студенты уже получили к началу изучения данного курса.

Цель курса – сформировать у учащихся уверенные знания и навыки программирования с использованием стандартной библиотеки языка программирования C++, дать последовательное изложение основных составных частей библиотеки: контейнеров, итераторов, алгоритмов.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: структуру стандартной библиотеки C++, трудоемкость основных операций, виды итераторов, классификацию стандартных алгоритмов; уметь: создавать шаблоны функций и классов, выбирать нужные стандартные контейнеры и алгоритмы в зависимости от задачи, комбинировать стандартные контейнеры для создания более сложных структур данных, конструировать объекты-​функции и предикаты для использования в стандартных алгоритмах.

3с/​к Теория кодирования
5340 зач/​020Кряквин В.Д.

Если вы звонили в некоторые заокеанские города, то замечали, что при разговоре с абонентами из этих городов создаётся впечатление, что они находятся в соседней комнате. А при звонке в соседний город или соседний дом случается, что помехи в телефонной линии не позволяют надёжно передать информацию. И всё потому, что в первом случае используется помехоустойчивое кодирование сигналов. В спецкурсе освещаются следующие вопросы.

Основные понятия теории помехоустойчивого кодирования. Линейные коды, их структура. Коды Хемминга и коды Рида-​Маллера. Математический аппарат теории кодирования. Циклические коды. Коды Боуза-​Чоудхури-​Хоквингема и коды Рида-​Соломона. Квадратично-​вычетные коды. Алгоритмы декодирования. Для освоения спецкурса необходимы стандартные начальные знания из курса линейной алгебры.

4с/​кМетоды разработки трансляторов
6340 зач/​0
2(лек)/0Михалкович С.С.

Курс базируется на курсах по основам программирования, а также на курсе «Формальные языки и грамматики». Трудоемкость курса может быть оценена как средняя, с учетом того базового набора знаний, умений и навыков, которые студенты уже получили к началу изучения данного курса.
Цель курса – сформировать у учащихся уверенные знания в области формальных языков и грамматик, используемых при реализации языков программирования, а также навыки построения компиляторов языков программирования средней сложности с использованием систем автоматической генерации компиляторов типа Lex-​Yacc.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: классификацию грамматик по Хомскому, классификацию контекстно-​свободных грамматик, нисходящие и восходящие методы разбора, перевод с помощью схем трансляции и атрибутных грамматик, алгоритмы построения таблиц для автоматов, распознающих LL(1), SLR(1), LALR(1) и LR(1) грамматики; уметь строить грамматики простых языков программирования для систем типа Lex-​Yacc, строить по данным грамматикам дерево разбора программы, создавать вспомогательные структуры типа таблиц символов, а также создавать интерпретаторы данных языков.

5
с/​кНеклассические логики
63417 зач/​02(лек)/1(лаб)Скороходов В.А.

В спецкурсе излагаются основные понятия и возможные приложения теории k-​значных логик и теории нечетких множеств и логик. Вводятся основные функции k-​значной и нечеткой логик и рассматриваются вопросы о замкнутости, полноте и непротиворечивости. В качестве одного из практических приложений предлагается нечеткая («fuzzy») технология, используемая при проектировании различных экспертных систем.

Целью спецкурса является обучение студентов основным методам анализа информации и проектирования экспертных систем в рамках теории рассматриваемых логик.

6с/​кЦифровая обработка сигналов
6340 зач/​0
2(лек)/0
Кряквин В.Д.
Рассматриваются непрерывные, дискретные и цифровые сигналы, а так же системы их обработки. Импульсная характеристика системы, линейная свёртка. Спектральный и обобщенный спектральный анализ сигналов и систем, частотная характеристика системы. Методы фильтрации дискретных сигналов, в том числе связанных с акустической и графической информацией. Рекурсивные и нерекурсивные фильтры. Эффекты, связанные с дискретизацией аналоговых сигналов, алиасинг. Дискретное преобразование Фурье. Циклическая свёртка. Основные алгоритмы цифровой обработки сигналов, их применение. Для освоения курса необходимы начальные знания из математического анализа, основы гармонического анализа и линейной алгебры.

в начало

Дисциплины специализации специальности «Информационные технологии». 4 курс

Создано: 15.07.2009

Спецкурсы и лабспецы

Кафедра алгебры и дискретной математики

Специализация «Информационные технологии»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Программная инженерия
73216 зач/​02(лек)/1(лаб)Кряквин В.Д.

Цель и задачи курса: ознакомить студентов с современными методиками, применяемыми при индустриальной разработке программного обеспечения. В результате прохождения курса студенты приобретут представление о жизненном цикле программного продукта (ПП), технологиях и инструментах, применяемых на каждом этапе разработки ПП, освоить базовые понятия и принципы проектного менеджмента. Полученные знания и навыки позволят выпускникам факультета математики, механики и компьютерных наук быстрее вливаться в команды разработки ПО и успешнее строить карьеру в софтверном бизнесе.

Курс включает в себя следующие разделы:
• Введение в дисциплину.
• Обзор методологий разработки ПО.
• Управление командой разработчиков.
• Работа с требованиями к ПО.
• Планирование и проектирование архитектуры ПО.
• Планирование и контроль процесса разработки ПО.
• Методы управления рисками и сроками в процессе разработки ПО.
• Организация и методы тестирования.
• Развертывание и сопровождение программного продукта.
• Обзор популярных методологий разработки: RUP, MSF, XP.
• Обзор отраслевых стандартов.

2с/​кТеория кодирования
7
320 экз/​02(лек)/0Кряквин В.Д.

Если вы звонили в некоторые заокеанские города, то замечали, что при разговоре с абонентами из этих городов создаётся впечатление, что они находятся в соседней комнате. А при звонке в соседний город или соседний дом случается, что помехи в телефонной линии не позволяют надёжно передать информацию. И всё потому, что в первом случае используется помехоустойчивое кодирование сигналов. В спецкурсе освещаются следующие вопросы.

Основные понятия теории помехоустойчивого кодирования. Линейные коды, их структура. Коды Хемминга и коды Рида-​Маллера. Математический аппарат теории кодирования. Циклические коды. Коды Боуза-​Чоудхури-​Хоквингема и коды Рида-​Соломона. Квадратично-​вычетные коды. Алгоритмы декодирования. Для освоения спецкурса необходимы стандартные начальные знания из курса линейной алгебры.

3с/​к Цифровая обработка сигналов
8280 зач/​020Кряквин В.Д.
Рассматриваются непрерывные, дискретные и цифровые сигналы, а так же системы их обработки. Импульсная характеристика системы, линейная свёртка. Спектральный и обобщенный спектральный анализ сигналов и систем, частотная характеристика системы. Методы фильтрации дискретных сигналов, в том числе связанных с акустической и графической информацией. Рекурсивные и нерекурсивные фильтры. Эффекты, связанные с дискретизацией аналоговых сигналов, алиасинг. Дискретное преобразование Фурье. Циклическая свёртка. Основные алгоритмы цифровой обработки сигналов, их применение. Для освоения курса необходимы начальные знания из математического анализа, основы гармонического анализа и линейной алгебры.

в начало

Кафедра высокопроизводительных вычислений и информационно-​коммуникационных технологий (ВВ ИКТ)

Специализация «Информационные технологии»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1ДН (М)
Администрирование операционных систем и сетей
8028 0/​зач2(лаб)Крукиер Б.Л.
Курс посвящен изучению основных процедур администрирования и настройки ОС Win­dows Server и Work­sta­tion. Рассматриваются вопросы инсталляции ОС, настройки операционной среды пользователя, создания доменов администрирования и установления между ними доверительных отношений, управления ресурсами доменов и управления пользователями и их группами. В курсе рассматривается проведение анализа производительности и поиск узких мест ОС с использованием специальных утилит. Изучаются также возможности утилиты для анализа проблем, возникающих при работе протоколов различных уровней. Особое внимание уделяется настройке сетевых средств Win­dows для работы как в однородных сетях Microsoft Win­dows, так и в неоднородных средах.
Курс также полезен системным администраторам и сетевым специалистам, которые работают с сетями на основе Win­dows, а также всем, кому необходимы практические навыки администрирования таких сетей. Для изучения курса желательно знать основные принципы работы аппаратного и программного обеспечения вычислительных сетей. Желательно также иметь опыт практической работы с какой-​либо операционной системой.

в начало

Кафедра информатики и вычислительного эксперимента

Специализация «Информационные технологии»

№ п.п.ТипНазвание дисциплины
СеместрЧасы и отчетность
Часов в неделю
Ф.И.О. преподавателя
1с/​к Функциональное программирование
734 зач1 (лек)/1 (лаб)Брагилевский В.Н.
Основные понятия функционального программирования: функции, порядок вычисле-​ний, ленивые вычисления. Определение функций в языке Haskell, сопоставление с образцом. Списки, генераторы списков, обработка списков. Основы типизации, алгебраические типы данных и конструкторы типов. Модульность и абстрактные типы. Параметрический полиморфизм. Классы и их экземпляры, стандартные классы языка Haskell. Монады и программирование с побочным эффектом в функциональных языках.

в начало

Школа-​семинар

Создано: 31.03.2009

Школа-​семинар была организована кафедрами математического моделирования Южного федерального университета и Кубанского университетов, а организация и проведение VI и VII Школы-​семинара проходила при участии корпоративной кафедры математического моделирования и прикладной математики ЮФУ, Таганрогского технологического института ЮФУ и Южно-​российского государственного технического университета (НПИ). Сопредседатели Программного комитета – президент ЮФУ А. В. Белоконь и ректор КубГУ, академик РАН В. А. Бабешко.

Основные направления Школы включают следующие разделы:

  • математическое моделирование в технике и экологии, колебания и волны;
  • нелинейные модели в структурной механике;
  • математические модели гидродинамики и тепломассопереноса;
  • вычислительный эксперимент в механике;
  • компьютерные технологии в инженерном анализе, CAE системы, математические модели сейсмологии и геоэкологии.

По замыслу организаторов и многолетней практике школы-​семинары способствуют развитию плодотворных контактов между учеными, молодыми сотрудниками, студентами и аспирантами ЮФУ, КубГУ, ЮРГТУ и других вузов России, работающими в областях математического моделирования, вычислительной механики и геоэкологии.

Председатель Оргкомитета: проф. А.В. Наседкин.

V школа-​семинар:

VI школа-​семинар:

Задать вопрос

Декан мехмата Карякин Михаил Игоревич
Карякин Михаил Игоревич

Как нас найти

Мехмат ЮФУ
344090, Ростов-​на-​Дону,
ул. Мильчакова, 8а
cм. на карте или найдите маршрут;
+7 (863) 2975 111;
Факс: +7 (863) 2975 113;
Деканат: к. 111

Группа ВКонтакте

Авторизация