Эмилий Александрович Мазин – любимый учитель математики! Школа номер один. Математический класс. Практически все выпускники математического класса становились студентами ВУЗов. Многие из них навсегда связали свою жизнь с математикой, другие стали врачами, конструкторами, летчиками– испытателями, экономистами — перечислять профессии в этом контексте едва ли правильно, нас научили логически мыслить, не бояться трудностей, правильно и быстро принимать решения, а в какой профессии это не нужно!? Почти 500 учеников Эмилия Александровича стали кандидатами и докторами наук.
Эмилий Александрович привил нам любовь к математике, учил без назиданий, легко, нам казалось, играючи. Он включил нашу мотивацию, будто галочкой выбрал опцию, и мы внимали, старались, стремились справляться со всеми вызовами в учебе и жизни. Мы все понимали уровень профессионализма нашего Учителя, но он никогда не возводил себя на пьедестал и был всегда нашим другом, терпеливо объяснял новые математические сущности; иногда процесс понимания затягивался, но потом Эмилий Александрович радостно констатировал: «хорошо, все поняли, уже даже и я понял!» Шутки, анекдоты в тему были изысканными, как и он сам. Всегда подтянут, безупречно одет, бодр, а как он танцевал вальс!
Дружба с нашим учителем не закончилась школьным выпускным, мы виделись на встречах в школе, бывали у него дома 9 Мая и на юбилеях выпуска. С нами, школьниками, Эмилий Александрович не любил вспоминать о войне, но неизменно в День Победы нам, уже совсем взрослым, он рассказывал о военных годах, о друзьях, о том, как его хранила судьба, и он несколько раз чудом оставался жив, о своем детстве. Эмилий Александрович родился 5 января 1918 года, и уже в возрасте восьми лет потерял отца, мама сама поднимала четверых детей.
Из автобиографии
Я окончил школу в 1936 году с золотой медалью и без экзаменов поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет. Мне повезло, до этого в университет брали только детей рабочих через рабфак. В первый же день учёбы 1 сентября я познакомился с Александром Солженицыным, подружился с ним. Наша дружба осталась на всю жизнь.
Будучи студентами, они слушали лекции великого ученого Дмитрия Петровича Мордухая-Болтовского и записывали их в четыре руки, один – формулы, а другой – комментарии и объяснения.
В 41-м Эмилий Александрович окончил университет с красным дипломом и сразу добровольцем ушел на фронт. Меня поразило его признание, что всю войну он носил на груди красный диплом об окончании физмата Ростовского университета — не мог его оставить нигде, и всегда верил, что война непременно закончится, и он будет заниматься своим любимым делом — учить детей математике!
Из автобиографии:
В 1942 году направили меня на учёбу на курсы командиров пулемётных взводов. Оказался я в Можайске. Учили нас очень строго, за малейшую провинность наказывали безжалостно. Я благодарен нашим наставникам, они сделали из нас настоящих военных. После окончания учёбы мы стали младшими лейтенантами. Всех нас направили в различные воинские части, меня — в 262-й стрелковый полк. Командир полка Крымов предложил мне должность командира взвода батареи 76-миллиметровых полковых пушек.
Эмилий Александрович прошел всю войну и даже воевал в Маньчжурии. За героизм он награжден четырьмя орденами, двумя – Красной Звезды и двумя орденами Отечественной Войны, за взятие Кенигсберга — медалью, был четыре раза ранен, а при боях за Кенингсберг — контужен. Он рассказывал нам, как они подбили танк и взяли в плен немецкого офицера, имеющего стратегически важные сведения, которые повлияли на успех наступления. Командование за это представило Эмилия Александровича к ордену Красной Звезды. Эмилий Александрович называл фамилии своих боевых товарищей, писал о военных героических событиях с их участием. Он верил, что их дети и внуки обязательно узнают, как они воевали, и будут гордиться своими отцами и дедами.
Из автобиографии:
Немцы, упорно сопротивляясь, отступали, при этом сжигали бревенчатые дома. Из окрестных лесов возвращались местные жители и кошки, которые сидели у догорающих домов рядом с трубой…
Суровая фронтовая жизнь сплачивала людей. В нашей батарее служили люди разных национальностей. Армянин Вердиян, татары Хазанов и Галимзятов, грузин Сечинава, я – еврей, солдаты были, в основном, русские, больше крестьяне, колхозники. Командиром дивизии был очень хороший человек казах Ога Городовский. Он берёг солдат и офицеров, себя не жалел, во время боёв мог снять папаху и вместе с пехотой идти в боевом порядке.
Там, на фронте не думали о национальности, все измерялось человеческими качествами.
В автобиографии самые наполненные и эмоциональные – воспоминания о войне. Эмилий Александрович писал о героизме своих друзей и сослуживцев, о своих эмоциях в критических ситуациях, о своих поступках, которые могли стоить ему жизни.
Раненного в ногу крупным осколком командира батареи Жаренкова он целый месяц возил в повозке до полного выздоровления. Не хотел человек в госпиталь, не мог расстаться с боевыми товарищами и уехать с передовой. Они вместе продвигались на запад через Белоруссию, Литву, Польшу, Пруссию, теряя своих товарищей, приближая победу.
Из автобиографии:
В мае 1946 года я написал рапорт командованию с просьбой о демобилизации как специалиста народного хозяйства (учителя). Я вернулся на Родину в г. Ростов-на-Дону, а с первого сентября 1946 года стал работать учителем математики. Сначала в Подготовительном артиллерийском училище, потом в школе № 11, 40 лет проработал в школе № 1. Одновременно в течение 8 лет преподавал в Ростовском госуниверситете, потом учил детей в школе № 106. Работал учителем 70 лет, стал Заслуженным Учителем Российской Федерации.
Восемь лет после войны Эмилий Александрович работал старшим преподавателем отделения Математика (мехмат). На фотографии выпуска 67 года он совсем молодой (фото), а среди выпускников наши будущие преподаватели и преподаватели других ВУЗов. Учитель учителей, доцентов и профессоров, Эмилий Александрович особенно гордился своим выпуском 11-й мужской гимназии; послевоенные мальчишки, они очень тянулись к знаниям. И отношения у них были трогательными всю жизнь, Эмилий Александрович с удовольствием нам читал стихи-посвящения этих убеленных сединами мальчишек, сплошь профессоров точных наук, а там никуда без математики!
На последней юбилейной встрече нашего класса Эмилий Александрович всем нам дал домашнее задание – работать, работать и работать! Ему тогда было за девяносто!
Уже скоро три года, как мы проводили Эмилия Александровича в последний путь, но не получается думать и писать о нем как о человеке, которого с нами нет, он ушел, будто не навсегда, и еще вернется проверить наше домашнее задание. Но уже сейчас жестом даёт понять, что мы всё делаем правильно! Он жив в нашей памяти! Светлая память!
Курбатова Наталья Викторовна
Карякин Михаил Игоревич