Кафедра вычислительной математики и математической физики
Кафедра математического моделирования /Специализация «Математическое моделирование»
Кафедра высшей математики и исследования операций/Специализация «Исследование операций и системный анализ»
Кафедра алгебры и дискретной математики
Кафедра информатики и вычислительного эксперимента
Кафедра теоретической и компьютерной гидроаэродинамики /Специализация «Обратные и некорректно поставленные задачи»
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Объектно-ориентированное программирование и технологии .net | 7 | 18/0лек36/0лабэкз/0зач/0 | 1(лек)2(лаб)/0 | Русанова Я.М. |
Цель курса – научить использовать концепции объектно-ориентированного программирования, применять паттерны проектирования. Программирование осуществляется средствами языка С#, особое внимание уделяется особенностям технологий .net и современным средствам разработки приложений. | ||||||
2 | с/к | Технологии JAVA | 7 | 18/0лек36/0лаб зач/0 | 1(лек)/2(лаб) | Чердынцева М.И. |
Цель курса – ознакомить студентов с современными технологиями программирования с использованием языка Java, стандартом J2EE, методами программирования Java-приложений, апплетов, серверных и распределенных приложений, технологией JDBC доступа к базам данных. | ||||||
3 | с/к | Математические модели искусственного интеллекта | 8 | 0⁄68 0/экз | 0/2(лек)2(лаб) | Лебединская Е.Н. |
Цель курса – ознакомить студентов с основными направлениями исследований в области интеллектуальных технологий, моделями представления знаний, методами поиска решений, моделями и методами распознавания образов, речи и текста на естественном языке, основам построения экспертных систем | ||||||
4 | с/к | Дискретные модели системного анализа | 8 | 0⁄68 0/зач | 0/4(лек) | Угольницкий Г.А. |
Цель курса – познакомить студентов с моделями теории графов, теории общественного выбора и Марковских цепей и их приложениями к решению практических задач экономики, экологии, политологии, управления организациями |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Теория устойчивости | 7 | 36⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 | Куракин Л.Г. |
Спецкурс посвящен изучению математических основ и приложений теории устойчивости решений обыкновенных дифференциальных уравнений. Основное внимание уделено наиболее эффективным методам исследования – методу линеаризации и прямому методу Ляпунова. Основные положения иллюстрируются примерами, демонстрирующими эффективные методы решения практических задач. | ||||||
2 | с/к | Интегральные преобразования и специальные функции | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лек)/0 | Сазонов Л.И. |
Интегральные преобразования являются важным инструментом при решении разнообразных задач математического анализа, математической физики, теории регулирования, управления и многих других отраслей науки и техники. В данном спецкурсе изучаются наиболее важные из них: преобразования Лапласа, Фурье, Меллина, Фурье-Бесселя. Особое внимание уделяется основанному на преобразовании Лапласа операционному методу и его приложениям. Параллельно излагаются необходимые сведения из теории специальных функций. Предполагается проведение практических занятий и выполнение индивидуальных заданий. | ||||||
3 | с/к | Пакеты научных вычислений Maple и MATLAB | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лаб)/0 | Цибулин В.Г. |
Цель спецкурса – изучение возможностей пакетов научных вычислений Maple и MATLAB для исследования математических моделей, записываемых в виде уравнений математической физики. Для обретения навыков компьютерного исследования задач естествознания и техники требуется освоение нескольких математических пакетов и умение пользоваться различными возможностями современного научного программирования (Scientific Computing). | ||||||
4 | с/к | Асимптотические методы решения ДУ — методы погранслоя и осреднения | 8 | 0÷34+0÷34 0/экз | 0/2(лек)+ 2(лаб) | Зеньковская С.М. |
Методы возмущений или асимптотические методы малого параметра для решения дифференциальных уравнений представляют собой одно из наиболее мощных средств современной математики. Они позволяют получать приближенные аналитические представления решений весьма сложных линейных и нелинейных краевых задач как для обыкновенных дифференциальных уравнений, так и для уравнений в частных производных. В большинстве задач гидромеханики, динамики твердого тела и других разделов физики крайне редко оказывается возможным получить точные решения — причиной этого служат обычно различного рода нелинейности, неоднородности или сложные граничные условия. Поэтому инженеры, физики и специалисты по прикладной математике вынуждены обращаться к приближенным решениям, которые могут строиться либо численными методами, либо аналитическими, либо путем комбинации численных и аналитических подходов. Таким образом, взаимодействие численных и аналитических методов происходит через асимптотические методы. Сочетание асимптотических и численных методов создает весьма мощный аппарат решения современных научных задач. Асимптотические методы служат для выяснения качественных особенностей задач, для получения асимптотик и анализа особых точек, для построения опорных «тестовых» решений, а в ряде случаев являются также основой для разработки вычис¬лительных методов. | ||||||
5 | с/к | Нелинейная динамика | 8 | 0÷34+0÷51 0/зач | 0/2(лек)+ 3(лаб) | Моргулис А.Б. |
Комплексная цель дисциплины — знакомство слушателей с фундаментальными нелинейными явлениями, такими, как нелинейные колебания и резонансы, виброгенные эффекты, возникновение неустойчивости и вторичных режимов динамики; при этом ставится задача овладения формализмами исследования нелинейных систем на уровне их практического применения к решению конкретных задач науки и технологии. Приобретение подобных профессиональных компетенций представляется весьма актуальным для специалистов, работающих в высокотехнологичных областях. Вместе с тем, курс предоставляет наиболее заинтересованной части слушателей базу для дальнейшего самостоятельного изучения данной дисциплины. Курс рассчитан на 34 – 36 часов лекций и 34 часов лабораторных работ. Роль последних заключается в приобретении навыков практического применения методов, изложенных в лекционной части курса. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Методы исследования устойчивости нелинейных уравнений МФ | 7 | 36⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 | Ревина С.В. |
Цель данного спецкурса приобретение студентами знаний и навыков по основным В первой части данного спецкурса рассматриваются две системы — система Хопфа (которой удовлетворяют коэффициенты Фурье уравнения в свертках, предложенного Хопфом в качестве модели турбулентности), а также близкая к ней система Лэнгфорда. Для исследования бифуркационного поведения этих систем применяются первый и второй методы Ляпунова. Во второй части курса изучаются уравнения Навье-Стокса, их точные решения, энергетический метод исследования устойчивости. На примере нахождения цикла системы Лэнгфорда иллюстрируется метод Ляпунова-Шмидта. Спецкурс призван развить практические навыки применения методов исследования нелинейных уравнений – обыкновенных дифференциальных и в частных производных. | ||||||
2 | с/к | Метод наименьших квадратов и сингулярное разложение матриц | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лек)/0 | Овчинникова С.Н. |
В предлагаемом спецкурсе обсуждается метод наименьших квадратов, который часто используется для изучения прикладных задач и влияние неизбежных погрешностей на решении нормальных уравнений. Рассматривается сингулярное разложение матриц и его использование в методе наименьших квадратов. | ||||||
3 | с/к | Компьютерное исследование нелинейных динамических систем | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лаб)/0 | Говорухин В.Н. |
Спецкурс знакомит с современными программными средствами и методами исследования на компьютере математических моделей, описываемых системами нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений и отображений. Излагаются алгоритмы и подходы решения основных задач анализа динамических систем: поиска и анализа стационарных режимов, исследования нестационарных режимов, изучения зависимости решений от параметров и их бифуркаций, возникновения и анализа хаотической динамики. Теоретические положения иллюстрируются компьютерными экспериментами с рядом классических математических моделей. В ходе занятий студенты получат навыки использования интерактивных программных продуктов, программирования и работы в среде наиболее мощных математических пакетов Maple и MATLAB. Изучение спецкурса позволяет приобрести практические навыки, необходимые для исследования конкретных математических моделей. | ||||||
4 | с/к | Пакет FreeFem – метод конечных элементов для уравнений математической физики | 8 | 0÷34+0÷34 0/экз | 0/2(лек)+ 2(лаб) | Жуков М.Ю., Ширяева Е.В. |
Спецкурс знакомит с основами метода конечных элементов, базовыми понятиями теории, способам постановки физических задач, разработки численных алгоритмов для их решения на компьютере с помощью пакета прикладных программ, реализующих метод конечных элементов. Студенты должны освоить общие и специфические приемы конструирования алгоритмов, методы создания и использования библиотек, приемы верификации алгоритмов, а также методы анализа решений. Важное место в курсе отводится постановке задач математической физики — задач теплопроводности, массопереноса, гидродинамики, электродинамики, математической биологии. Большое внимание уделяется способам построения и анализа математических моделей реальных физических, химических и биологических задач, таких как, задача о распространении тепла в неоднородной области, задача переноса пассивных и активных примесей, задача об окраске шкур животных, задача переноса-диффузии вихря, проблема тепловой гравитационной и концентрационной конвекции, задача о течении жидкости в сложных двумерных областях, задача о переносе вещества электрическим полем. Знания, полученные в рамках курса, могут использоваться в исследованиях, в научной работе, при написании дипломной работы, а также понять, для какого круга задач применимы методы математического моделирования и метод конечных элементов. | ||||||
5 | с/к | Создание программного обеспечения | 8 | 0÷34+0÷51 0/зач | 0/2(лек)+ 3(лаб) | Ширяева Е.В. |
Основное внимание в курсе будет уделено созданию электронных презентаций и учебников с помощью PDFLaTeX; созданию программного обеспечения для работы с TeX и FreeFem; основам и алгоритмам компьютерной графики. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Математические методы медицинской диагностики | 7 | 34⁄0 экз | 2/0(лек) | Карпинский Д.Н. |
Спецкурс посвящен изучению некоторых аспектов современных способов распознавания образов, в частности математическим моделям томографии, математическим методам обработки информации и их приложениям к диагностике биологических тканей. | ||||||
2 | с/к | Теория и технология МКЭ | 8 | 0/34+ 0/зач | 0/2(лек) | Наседкин А.В. |
Спецкурс посвящен одному из современных методов численного анализа начально-краевых задач математической физики, дано представление о слабой формулировке краевой задачи, представлены основные типы аппроксимации на элементе, способы формирования линейных алгебраических систем и методы их решения на основе лицензионного пакета ANSYS. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | л/с | Математическое моделирование в физике и технике ч. I | 7 | 36(лек)/0 экз/0 | 2(лек)/0 | Скалиух А.С. |
Первая часть спецкурса посвящена математическим моделям механики сплошных сред: теории упругости и гидромеханики. Подробно разбираются соответствующие постановки задач. Рассматриваются прикладные двумерные теории. Решаются простейшие задачи об определении напряженно-деформированного состояния в упругих телах. | ||||||
2 | с/к | Математическое моделирование в физике и технике ч. II | 8 | 0/34(лек)+34(лаб) 0/экз | 2(лек)/2(лаб) | Скалиух А.С. |
Вторая часть спецкурса посвящена изучению волновых процессов, протекающих в рассмотренных средах. Рассматривается модель акустической жидкости, описывающая процесс распространения звука в жидких и газообразных средах. Вводятся модели теплопроводности и модели о распространении электро-магнитных возмущений в сплошных средах. Рассматриваются среды с усложненными физико-механическими свойствами. Приводится полная система уравнений термо-электроупругости с соответствующими начальными и граничными условиями. Рассматривается задача об определении физических характеристик пьезокерамического преобразователя. На лабораторных занятиях рассматриваются решения задач теории упругости, гидромеханики, распространения звука в жидких средах. Разбираются задачи в двумерной и трехмерной постановках для составных сред в среде FlexPDE. | ||||||
3 | л/с | Конечно-элементное моделирование научно-технических задач | 8 | 0÷34+0÷51 0/зач | 0/2(лек)+ 0⁄3 (лаб) | Наседкин А.В. (лек), Колосова Е.М. (лаб) |
Спецкурс предназначен для изучения основ конечно-элементного моделирования реальных научно-технических задач с использованием современных программных средств вычислительной механики. Курс поддерживается циклом лабораторных работ по решению двумерных и трехмерных задач теплопроводности и теории упругости в пакетах ANSYS и FlexPDE. | ||||||
4 | с/к | Объектно-ориентированное программирование на языке С++ | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лаб)/0 | Надолин К.А. |
Курс специализации посвящен теории и практике объектно-ориентированного программирования и проектирования программ на основе языка С++. Рассматриваются средства поддержки ООП, которыми располагает язык С++. Проводится сравнительный анализ возможностей языка С++ и других языков (Smaltalk, C#, Object Pascal и др.) Подробно рассматриваются вопросы простого и множественного наследования, назначение и особенности реализации различных схем наследования (наследование поведения и реализации, наследование только поведения, наследование только реализации). Изучается парадигма обобщенного программировании и аппарат шаблонов (templates) языка С++, включая STL. Детально разбирается обработка исключительных ситуаций и способы построения иерархии исключений. Материал спецкурса подкреплен набором упражнений и курсовым проектом по разработке специализированной библиотеки классов. | ||||||
5 | с/к | Проекционно-разностные методы | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лек)/0 | Надолин К.А. |
Курс специализации посвящен систематизации и структурированию знаний слушателей в области численных методов решения краевых задач для дифференциальных уравнений (в т.ч. и в первую очередь, уравнений в частных производных). С единых позиций рассмотрены следующие методы: метод Галеркина, метод моментов, метод наименьших квадратов, метод коллокаций (включая коллокацию в ячейках), метод конечных разностей, метод граничных элементов, метод конечных элементов (последнему уделено 40% спецкурса). Спецкурс является вводным для дальнейшего изучения дисциплин специализации, основанных на МКЭ. Материал спецкурса подкреплен 4 лабораторными работами, выполняемыми как контролируемая самостоятельная работа студента (КСРС). |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Основы финансовой математики | 7 | 36⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 | Белявский Г.И. |
Цель курса — ознакомить слушателей с основными методами расчетов на финансовых рынках с привлечением методов стохастического анализа. Ключевым моментом являются такие понятия как стохастический базис, условное математическое ожидание, мартингал, суб и супермртигалы, момент остановки. С использованием этих средств решаются основные задачи стохастической финансовой математики, такие как вычисление справедливых цен различного рода финансовых обязательств и оптимальных портфелей. Причем задачи ставятся как оптимизационные, а затем демонстрируется их решение с применением методов стохастического анализа. | ||||||
2 | с/к | Машинная графика | 7 | 18÷0+18÷0 зач/0 | 1/0(лек)+ 1/0(лаб) | Гусаков С.В. |
Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать студентам представление о базовых алгоритмах, математическом аппарате и современных программных средствах, используемых в компьютерной графике. Студенты должны освоить и закрепить на лабораторных занятиях приемы и способы визуализации двумерных и трехмерных объектов. В курсе рассматриваются геометрические преобразования на плоскости и в пространстве, центральная, ортогональная и косоугольная проекции, алгоритмы отображения кривых и поверхностей, удаления невидимых линий, способы закраски Гуро и Фонга. | ||||||
3 | с/к | Дополнительные главы финансовой математики | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лаб)/0 | Рохлин Д.Б. |
Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с постановками и методами решения классических задач финансовой математики. Рассматриваются следующие вопросы: арбитраж, хеджирование, оптимальное инвестирование, расчет цен платежных обязательств. При этом привлекаются такие понятия теории случайных процессов, как фильтрации, условные математические ожидания, мартингалы, марковские процессы, разложение Дуба. Рассматриваются модели неполных рынков в случае дискретного времени в рамках конечных вероятностных пространств. Доказываются первая и вторая фундаментальная теоремы финансовой математики, рассматриваются границы множеств безарбитражных цен европейских и американских опционов, анализируется ряд оптимизационных задач. Наряду с вероятностными идеями подчеркивается роль теории двойственности. | ||||||
4 | с/л | Детерминированная финансовая математика (Факультатив) | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лаб)/0 | Жак С.В. |
Спецлаб представляет собой начальный, пропедевтический курс знакомства студентов с проблемами финансовой математики, поэтому он посвящен «статике» вопроса, детерминированным моделям (детерминированным эквивалентам стохастических задач, рассматриваемых в дальнейших разделах курса полготовки). | ||||||
5 | с/к | Алгоритмы оптимизации на графах | 8 | 0÷34+0÷34 0/экз | 0/2(лек)+ 0/2(лаб) | Землянухина Л.Н. |
Курс посвящен алгоритмам дискретной оптимизации на графах и сетях. Курс знакомит с методами построения эффективных алгоритмов. В курсе рассматриваются комбинаторные алгоритмы, связанные с поиском структурных и числовых характеристик графов. Целью изучения курса является освоение основных алгоритмов оптимизации на графах (поиск в ширину, поиск в глубину, алгоритмы пометок, метод динамического программирования, «жадный » алгоритм, метод перебора с возвратом, метод ветвей и границ), укрепление знаний по фундаментальным концепциям, получение знаний, применимых в различных сферах деятельности человека. Основной задачей курса является ознакомление студентов с теоретическими основами построения эффективных алгоритмов оптимизации на графах. Кроме этого, большое внимание уделяется вопросам применения теории графов к решению прикладных задач. | ||||||
6 | с/к | Основы финансовой математики. Часть 2 | 8 | 0÷34+0÷51 0/зач | 0/2(лек)+ 0/3(лаб) | Белявский Г.И. |
Во второй части спецкурса рассматриваются статистические модели поведения цен рисковых активов, основанные на условно гауссовых моделях: модель скользящего среднего, авторегрессионная модель и другие. Особое внимание уделяется спектральной теории стационарных в широком смысле случайных последовательностей на основе применения интеграла по случайной мере. Рассматриваются задачи оценки параметров моделей и прогнозирования поведения рисковых активов. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Асимптотические методы | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лек)/0 | Столяр А.М. |
Курс посвящён, в основном, асимптотическому представлению аналитических и действительных функций, заданных в форме определённых интегралов. Изучаются тради-ционные асимптотические методы таких представлений: метод интегрирования по частям, методы стационарной фазы и Лапласа, лемма Ватсона, метод перевала. Даётся определение основных понятий. Помимо этого рассматриваются близкие вопросы асимптотических разложений: интегрирование и дифференцирование асимптотических разложений, решение трансцендентных уравнений, решение регулярно и сингулярно возмущённых алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений. | ||||||
2 | с/к | Сложность алгоритмов на графах | 7 | 36⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 | Адигеев М.Г. |
Цель и задачи курса: познакомить студентов с основными алгоритмами решения задач на графах, методами разработки и анализа этих алгоритмов. От слушателей требуется начальные знания в области дискретной математики, теории графов и теории алгоритмов. В курсе рассмотрены следующие темы и группы задач: • Представление графов в памяти компьютера; сложность обработки графов в зависи-мости от способа представления. | ||||||
3 | с/л | Программирование в среде Visual С# | 7 | 0⁄34 0/зач | 0/2(лаб) | Мачулина Л.А. |
Целью спецкурса является изучение возможностей языка Visual C# для создания Windows-приложений для платформы .NET Framework. В качестве интегрированной среды разработки используется среда Microsoft Visual Studio .NET 2008. В процессе обучения рассматриваются и обсуждаются примеры, в которых демон-стрируются приемы и методы создания приложений. Каждый из примеров посвящен оп-ределенной теме; студентам предлагается описание процесса разработки с подробными комментариями, что позволяет охватить широкий диапазон вопросов, связанных с созданием Windows-приложений. Особое внимание уделяется оптимальным приемам разра-ботки приложений, управляемых событиями, и эффективному применению компонентов библиотеки Microsoft Windows Forms. Подробно обсуждаются средства, обеспечивающие удобный и надежный диалог программы с пользователем. Кроме того, рассматриваются типичные ошибки, возникающие при использовании различных классов библиотеки Windows Forms, и указываются способы их исправления. В качестве контроля и применения полученных знаний каждому студенту предлагается самостоятельно выполнить разработку нескольких приложений по предлагаемой тематике. | ||||||
4 | с/к | Платформа .NET | 8 | 34⁄51 зач/0 | 2(лек)/3(лаб) | Михалкович С.С. |
Курс базируется на курсах по основам программирования, а также на курсе «Язык C++ и объектно-ориентированное программирование». Трудоемкость курса может быть оценена как средняя, с учетом того базового набора знаний, умений и навыков, которые студенты уже получили к началу изучения данного курса. Цель курса – сформировать у учащихся уверенные знания и навыки работы с платформой .NET, дать последовательное изложение таких тем как новые элементы объектно-ориентированного программирования в .NET, основы межъязыкового взаимодействия, отражение, интерфейсы, коллекции, делегаты и события, элементы параллельного программирования, язык запросов LINQ. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: структуру стандартной библиотеки .NET, уметь осуществлять межъязыковое взаимодействие, просматривать откомпилированные сборки с помощью ILDASM, извлекать информацию из откомпилированных сборок методом отражения, использовать язык LINQ to Objects для создания простых запросов к данным, осуществлять распараллеливание алгоритмов и синхронизацию распараллеленных участков, ясно понимать и уметь пользоваться критическими секциями. | ||||||
5 | с/к | Основы финансовой математики | 8 | 34⁄34 экз/0 | 2(лек)/3(лаб) | Кудрявцев О.Е. |
Быстрое развитие финансового сектора сделало необходимым внедрение математических моделей в эту область. На стыке науки о финансах и математики сформировалась такая наука, как финансовая математика, объектом исследования которой являются финансовые операции. Центральным разделом финансовой математики является теория ценообразования производных финансовых инструментов (опционов). Специальный курс «Основы финансовой математики» изучается в 8 и 9 семестрах студентами отделения прикладной математики факультета математики, механики и компьютерных наук, специализирующихся на кафедре АиДМ, и опирается на знания, полученные в курсах «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математический анализ», «Уравнения математической физики». Цель изучения дисциплины — овладение методами решения стандартных задач ценообразования опционов в различных моделях финансовых рынков. Первая часть специального курса посвящена классической теории финансовых рынков, включающей в себя дискретные модели и модель Блэка-Шоулса. В этом разделе студенты изучают биномиальную модель, знакомятся с основами стохастического интегрирования, узнают о знаменитой формуле Блэка-Шоулса. Первая часть курса завершается экзаменом. С конца прошлого века выделился определенный класс более реалистичных негауссовских процессов Леви, обобщающих модель Блэка-Шоулса. Преимуществом новых моделей является с одной стороны возможность моделирования скачков цены акции, с другой более реальная оценка рисков. Вторая часть специального курса изучает современные методы решения задач ценообразования европейских, барьерных, цифровых и американских опционов в моделях Леви. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Криптография | 7 | 36⁄36 экз/зач | 2(лек)/2(лаб) | Маевский А.Э. |
Цель курса – изучение основ криптографии и криптографических протоколов. Курс состоит из двух частей – введение в криптографию, введение в криптографические протоколы. Введение в криптографию посвящено рассмотрению важного понятия «шифр», способов шифрования и расшифрования, а также приемов дешифрации («взлома»). В качестве примеров рассматриваются как классические симметричные шифры (системы Цезаря, табличные и маршрутные перестановки, шифры Вижинера, Плейфейра, Хилла, DES, ГОСТ 28145 – 89), так и асимметричные (RSA, шифр Эль-Гамаля, рюкзачная криптосистема). Приводятся понятия алгебраической и вероятностной модели шифра, на основе модели шифра гаммирования рассматриваются различные методы частотного криптоанализа. Для симметричных шифров рассматриваются методы дифференциального и линейного криптоанализа. В части, посвященной криптографическим протоколам, рассматриваются базовые протоколы идентификации и аутентификации, электронной цифровой подписи, электронного голосования, распределения и хранения ключей. | ||||||
2 | с/к | Теория помехо устойч. кодов | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лек)/0 | Деундяк В.М. |
Цель курса – изучение основ теории блоковых помехоустойчивых кодов и математической теории передачи данных по цифровому помехоустойчивому каналу. Рассматривается общая схема и основные блоки передачи информации по дискретному каналу с помехами и вводятся основные характеристики каналов передачи данных. Рассматриваются вопросы задания линейных блоковых помехоустойчивых кодов с помощью кодирующей и проверочной матриц; изучаются границы линейных кодов (граница Синглтона, граница Плоткина, граница Гильберта-Варшамова, граница Грасмайера, граница Басалыго-Элайеса), связывающие основные параметры кодов, и теоремы о спектре кодов. Для общих кодов приводятся методы лидерного и синдромного декодирования. Для классических семейств линейных кодов (Хемминга и Рида-Маллера) строятся кодеры и декодеры. | ||||||
3 | с/к | Циклические коды | 8 | 34⁄34 экз/0 | 2(лек)/2(лаб) | Маевский А.Э. |
Цель курса – изучение основ теории циклических кодов. Курс является продолжением спецкурса «Введение в помехоустойчивое кодирование» и посвящен рассмотрению конструкции и помехоустойчивых свойств самого широко применяемого на практике класса линейны кодов – класса циклических кодов. В первой части курса приводится определение циклического кода в терминах идеала в факторкольце кольца многочленов по специальному идеалу и развивается необходимый алгебраический аппарат его исследования, в частности, описывается конструкция порождающей и проверочной матриц. Также приводятся алгоритмы декодирования произвольного циклического кода (табличный, Меггитта, Касами). Вторая часть курса посвящена спектральной теории циклических кодов, позволяющей вычислять нижние границы минимального расстояния произвольного циклического кода (границы Боуза-Чоудхури-Хоквингема, Хартманна-Тзенга), а также строить циклический код с заранее заданным минимальным расстоянием. Завершается курс рассмотрением кодов БЧХ (Боуза-Чоудхури-Хоквингема) и метода Питерсона их декодирования, а также кодов Рида-Соломона (классических и расширенных) и метода Берлекемпа-Велча их декодирования. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Обнаружение нарушений в сети | 8 | 85 зач | 2 (лек) + 3 (лаб) | Нестеренко В.А. |
Спецкурс посвящен рассмотрению основных программных средств и теоретических методов выявления нарушений в сети. По структуре спецкурс может быть разбит на две относительно независимые части: Рассмотрение существующих программных средств мониторинга и защиты сети (TCPDump, IPtable, nmap, portcentry, SNORT, WareShark) и изучению теоретических основ обеспечения безопасности и выявления нарушений в сети. Для обработки результатов мониторинга сети и практической реализации теоретических методов используется язык программирования C. По содержанию спецкурс состоит из следующих основных разделов: Наблюдение и мониторинг сети; Программная обработка результатов мониторинга; Теоретические основы выявления нарушений; Методы выявления нарушений в сети.При изучении курса «Обнаружение нарушений в сети» каждый студент должен подготовить реферат и представить доклад на семинаре по одной из предложенных преподавателем тем. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Теория программирования | 7 | 108 зач+экз | 2 (лек) + 4 (лаб) | Крицкий С.П. |
Язык логики предикатов. Алгоритмические системы и вычислимость. Рекурсивные функции и предикаты. Машины Тьюринга. Логические программы. Сложность алгоритмов. Формальные языки и грамматики. Логическая спецификация и верификация программ. | ||||||
2 | с/к | Программирование в X-Window | 8 | 85 зач | 2 (лек) + 3 (лаб) | Савельев В.А. |
Спецкурс посвящен программированию в среде X-Window System Version 11 (X11)под управлением различных операционных систем. В начале дается введение в сетевое программирование и основы технологии клиент-сервер, сообщаются начальные сведения для написания простейших программ, рассматриваются: локальный и удаленный запуск программ, минимальная среда, необходимая для запуска программы-клиента и X-сервера. Далее изучается X-протокол, организация xlib, расширения библиотеки и протокола. Рассматриваются: программирование без библиотек виджетов, стандартная библиотека виджетов Athena и её расширения, виджеты Tk, 3D-расширения X. Также рассматриваются общие вопросы написания программ в операционных системах POSIX и оконныеменеджеры X: функциональность, архитектура. В частности рассматриваетсяпрограммирование для GTK2/Gnome. | ||||||
3 | с/к | Методы трансляции | 8 | 102 экз | 2 (лек) + 4 (лаб) | Крицкий С.П. |
Структура транслятора. Языки, определяемые уравнениями и КС-грамматиками. Синтаксический анализ регулярных языков и лексический анализ. Синтаксический анализ КС-языков. Семантическая структура программ. Контекстный анализ. Генерация объектного кода. Семантика и интерпретация программ. | ||||||
4 | с/к | Сетевые технологии | 7 | 72 зач | 2 (лек) + 2 (лаб) | Букатов А.А. |
Спецкурс посвящен углубленному изучению методов, технологий, протоколов построения и функционирования телекоммуникационных сетей. В курсе последовательно рассматриваются технологии и средства физического уровня (методы представления и передачи сигналов в физической среде и методы разделения среды, а также методы функционирования коммутаторов Ethernet и технология и протоколы построения коммутируемых сетей Ethernet, включая методы построения виртуальных локальных сетейVLAN) и межсетевого уровня (основные и дополнительные функции маршрутизаторов, протоколы групповой маршрутизации, протокол IPv6). Затем рассматриваются методы и средства обеспечения качества сетевого обслуживания QoS (понятие QoS, основные параметры QoS, базовая архитектура QoS, средства QoS уровня узла сети, служба IntServ и протокол RSVP, служба DiffServ), а также основы программно технических методов и средств обеспечения безопасности компьютерных сетей (свойства информации, как объекта защиты, разрушающие программные воздействия, методы защиты локальных информационных систем, понятие о сетевых атаках и методах их обнаружения и предотвращения, межсетевые экраны, виртуальные частные сети VPN). В начале преподавания спецкурса студентам даются индивидуальные задания, связанные с подготовкой развернутых докладов и рефератов по конкретным методам, технологиям и протоколам построения телекоммуникационных сетей, обзорно упоминаемых в рамках лекционной программы. По результатам выполненной работы студенты представляют рефераты и делают доклады. |
в начало
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Механика жидкости и газа | 7,8 | 36÷34+0÷34 экз/экз | 2(лек)/2(лек)+0/2(лаб) | Сметанин Б.И. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными подходами к построению моделей жидких сред и исследование в рамках этих моделей конкретных задач. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения задач в рамках моделей жидких сред. Более детально рассматривается гидростатическая модель, а также модель идеальной жидкости и модель вязкой жидкости. | ||||||
2 | с/к | Обратные задачи в среде программирования Visual C++ | 7,8 | 36/34+0/51зач/зач+0/0 | 2(лек)/2(лек)+0/3(лаб) | Сумбатян М.А. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями, законами и теориями в прямых численных методах граничных интегральных уравнений и граничных элементов. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения уравнений и задач в рамках указанных моделей. | ||||||
3 | л/с | Метод конечных элементов | 7 | 36⁄0 зач/0 | 2(лаб)/0 | Батищев В.А.. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями, законами и теориями в прямых численных методах конечных элементов. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения уравнений и задач в рамках указанных моделей. |
в начало
Карякин Михаил Игоревич