Екатерина Пэк (мехмат РГУ, выпуск 2003 года)

Категория: Интервью
Обновлено: 23.03.2015 08:23

Екатерина Пэк родилась и выросла в Астрахани, получив там среднее образование (Астраханский Технический Лицей). После окончания университета (мехмат РГУ, выпуск 2003 года) несколько лет работала программистом в России. Окончив аспирантуру в Германии (университет Кобленц-​Ландау), с мая 2013 года – инженер-​программист компании Google (Гугл) (мюнхенский офис).

Качественный переход: школа-​университет.
Что вы ожидали от мехмата и чего не ожидали? Какой он, народ мехмата, традиции, преподаватели? Что здесь другое (на ваш взгляд, чем на других факультетах со знаком +, — или лучше, без сравнения, что есть особенного)?

К этому вопросу хорошо подходит моя любимая история о том, почему, собственно, мехмат РГУ. С золотой медалью можно было поступить на любой факультет, сдав только профилирующий экзамен. Мне нравилась математика, компьютеры, но нравилась и лингвистика (русский, английский языки), литература. Приехав в Ростов, я рассматривала несколько вариантов (ДГТУ, романо-​германский факультет РГУ), но побывав в здании мехмата (вернее, физфака, поскольку тогда у мехмата не было своего здания), поняла, что хочу учиться там. Трудно сказать, что именно так подействовало, но для меня на факультете всегда была какая-​то особая, хорошая атмосфера – доверительная, располагающая.

По сравнению с западным образованием, насколько мне довелось его увидеть, в России переход от школы к университету не настолько разителен. Да, более трудный, более специфичный материал. Но подход к организации образования тот же, школьный. Фиксированное расписание занятий, список вопросов к экзамену. В немецких университетах студенты сами составляют себе расписание, оставаясь в рамках определённых требований к количеству часов, потраченных на то или иное направление. С одной стороны, это заставляет думать, принимать на себя ответственность за решения, с другой, возможно, не всегда хватает кругозора, опыта, чтобы выбрать наилучший вариант.

Преподаватели мехмата стали для меня эталоном профессуры: в плане отношения к работе, к студентам, к материалу, к себе. При случае, в разговоре, я часто упоминаю, что лучшего образования трудно себе пожелать.

О мехмате и людях.


Получалось ли на мехмате не только учиться? Были ли на курсе таланты и гении (есть ли)? Что такое мехматовская тусовка?

Скорее так: “Получалось ли на мехмате учиться?” :-)

Мехмат был замечательным местом для общения: умные, интересные, дружелюбные люди. Мне случилось немного поучаствовать в самодеятельности (КВН), на много лет встрять в Что? Где? Когда?, провести не одно замечательное лето “дикарём” в Лиманчике, ходить в горные походы, играть в Го. Мехматовская тусовка была очень интеллектуальной – масса интересных разговоров, обсуждений книг, фильмов, музыки. Однажды Яков Михайлович почти выгнал меня из 242-​ой аудитории (физфака) за постороннюю активность на лекции – я углублённо читала Кена Кизи. :-)

Насколько талантливы мои однокурсники может свидетельствовать следующий факт. На моём четвёртом курсе мехмат впервые набирал группу в магистратуру (двенадцать-​пятнадцать человек, не помню точно). Мне не удалось туда попасть, т.к. в первую сессию была тройка по аналитический геометрии, которая впоследствии была пересдана на четвёрку — эти две оценки сделали мой средний балл непроходным – настолько сильна была конкуренция.

Об учебе.
Оценки и знания, всегда ли совпадали? Было ли неравенство в оценке студентов и студенток?
Что из программы вашего мехматовского образования вам очень пригодилось? Если бы вы были волшебником, что бы вы изменили в нашем образовании (структуре, курсах, подходах, технологии, отчетности). Какие курсы, которые есть на мехмате, вы бы сейчас послушали еще раз или какие-​то новые?

Не припоминаю неравенства в оценках. Девочек, по-​моему, ещё в школе приучают быть более прилежными, неудивительно, что у них часто бывают хорошие оценки – моя подруга-​однокурсница, приходя домой, просматривала конспекты за день, дополняя некоторые моменты из учебников, – верная дорога к успешной сдаче сессии. Мальчики часто более полагаются на себя, более доверяют своим способностям.

Мне ни разу не пришлось применять знания, полученные в области математического или функционального анализа, дифференциальных уравнений или теоретической механики, но “поставленный” образ мышления, глубоко усвоенный математический, логический подход к проблеме, несомненно, не раз давал мне преимущество в жизни. Кроме того, математика, по моему убеждению, это очень интересно. Я с удовольствием прошла бы многие курсы снова.

Математическая статистика, теория вероятности, прикладные курсы (по языкам программирования или базам данных), конечно же, пригодились. Во время учёбы немного не хватало “реальности” задания/​курсовой в прикладной области. Было бы, наверное, интересно, работать небольшой группой в три-​четыре человека над проектом, который впоследствии мог бы принести кому-​то пользу (вебсайт для детсада младшей сестры?), или участвовать в разработке части функционала существующего open-​source проекта.

О работодателях.
Какие проблемы трудоустройства мог бы взять на себя факультет, и существуют ли они? Верно ли, что любой наш выпускник легко находит работу?

Спорное утверждение, но судя по личному опыту, выходцу мехмата легче всего найти работу в области программирования. Мне кажется, в ближайшие 1020 лет это по-​прежнему будет востребованной профессией. Найти хорошо оплачиваемую работу в Ростове вполне можно (спорное заявление №2?) — более того, часто можно найти оффшорные проекты через Интернет и работать удалённо.

Возможно, мехмат мог бы устраивать что-​то вроде ярмарки вакансий, например, зимой (оставляя полгода для последующего развития событий)? Не знаю, насколько это реалистично звучит: местные компании представлены стендами, студенты представлены курсовыми работами?

О великом исходе.
Сейчас наши выпускники ищут магистерские, PhD программы Европе, Америке? Что вы думаете в этой связи о пословице «где родился там и пригодился»? По возможности, честно. Какие вы увидели новые тенденции в образовании abroad? Что нас ждет?

В моём идеальном мире каждый студент проводит полгода в другом университете. Мне кажется, это необходимо не только для перекрёстного опыления знаниями, повышения квалификации и приобретения профессионального опыта, но и для личного развития, для расширения кругозора. Где оставаться — вопрос, который каждый решает сам для себя. По ту сторону забора трава, конечно, обычно зеленее, но по ту сторону забора также чужая языковая среда, другая культура, иные социальные обычаи – всё это часто играет не последнюю роль. Более продвинутые уровни образования (магистратура, аспирантура) требуют большей свободы (мышления, передвижения, экспериментирования), чем, мне кажется, позволяет современная структура российского образования. Кроме того, на аспирантскую стипендию в России невозможно прожить, совмещать же работу с исследовательской деятельностью непросто. У меня нет ответа, как это можно было бы изменить, но на сегодняшний день магистратура/​аспирантура заграницей выглядит заманчивей, чем в России.

О гендерной дифференциации. (К счастью, нас природа поделила. И умная женщина выглядит слабой и вызывает желание (главного:)) мужчины о ней заботиться, но при этом остается и сильной, и умной, и успешной).
Как человек, который чувствует аспекты гендерной дифференциации в науке, профессии, что бы вы посоветовали выпускницам и студенткам, как ваше знание может их вооружить, чтобы предупредить и т.п.

К сожалению, да, существует такое, гендерная социальная мимикрия. При этом не могу сказать, что работая или учась в России, я когда-​либо чувствовала себя притеснённой. Да, при поступлении на работу, подписывала договорённость, что в ближайший год не уйду в декрет (вещь, вероятно, немыслимая, юридически и социально, в западном обществе) , но это не воспринималось как негатив или неравенство, поскольку было вполне в норме, российские работодатели так часто делали (делают?). Впервые, в профессиональном контексте я осознала гендерный вопрос, когда мой немецкий коллега сказал что-​то в духе: «Мда, ты женщина, я ещё никогда с женщинами не работал вместе, посмотрим, что получится». Это было удивительно – а что, есть разница?

В свете гендерного вопроса и профессионализма часто упоминают синдром самозванца — если что-​то вышло хорошо, так это удача или помощь со стороны, плюс постоянное ощущение, что вот-​вот кто-​то, наконец, обнаружит, что ты по-​настоящему из себя представляешь – женщинам, похоже, такое отношение к себе более свойственно. Поэтому (не превращая это интервью в манифест) мой основной совет: отдавайте себе должное. Находите, где оно есть и отдавайте. Получили “отлично”? Нет, не “вопрос достался лёгкий”, не “да ты всегда получаешь пятёрки”, не “да ладно, препод просто к тебе лучше относится” – нет. Вы получили “отлично”, потому что отлично знали.

О будущем.
Как вы представляете свое будущее и к чему стремитесь? Связываете ли его с Россией (в т.ч. если предположить, что ситуация изменится, и ученые опять станут востребованными, высокооплачиваемыми и социально значимыми в обществе)?

Полгода назад я начала работать в Гугле, в мюнхенском офисе. Мне очень нравится: интересно, стимулирует, ощущение, что рука на пульсе времён. Мне бы хотелось в ближайшие год-​два найти себя в этом мире, реализовать потенциал, развиться, понять, на что я способна. Дальше в будущее я не заглядываю.

Ваши пожелания народу мехмата.

Наслаждайтесь студенческой жизнью! :-) Практический совет: используйте тот факт, что на данном этапе вашей жизни никто не ожидает от вас совершенства. Сейчас как раз самое время пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и пробовать снова — принимайте участие в стартапах, проектах, конференциях, разработках, рабочих группах (не в ущерб учёбе, разумеется!)

Послесловие
Мы гордимся успехами наших выпускников, — о них узнаем из разных источников и очень радуемся, когда наши бывшие студенты нам пишут, приходят в гости, вспоминают о жизни на факультете, делятся опытом, дают советы.

Об успехах Кати мы узнали из интервью на habra​habr​.ru и захотелось познакомиться поближе.

Задать вопрос

Декан мехмата Карякин Михаил Игоревич
Карякин Михаил Игоревич

Как нас найти

Мехмат ЮФУ
344090, Ростов-​на-​Дону,
ул. Мильчакова, 8а
cм. на карте или найдите маршрут;
+7 (863) 2975 111;
Факс: +7 (863) 2975 113;
Деканат: к. 111

Группа ВКонтакте

Авторизация