Елена Щекинова. Анкета выпускника 1995 года

Категория: Интервью
Научный сотрудник Института полярных исследований, Германия

Возможно многим из вас будет интересно узнать, как иногда складывается жизнь выпускника после окончания, что хорошего ждать от будущего и к каким трудностям себя готовить. Как бывшему выпускнику мехмата РГУ в этой заметке мне хотелось бы поделиться со всеми студентами, как с теми, кто готовится к поступлению, так и с нынешними мехматовцами, а в особенности с будущими выпускниками, своими впечатлениями.

У выпускника, «отмучавшегося» 15 лет назад есть много, о чем рассказать нынешнему студенту-​трудяге. Пишу «отмучавшегося», но на самом деле годы учёбы на родном факультете всегда вспоминаются с особым трепетом и улыбкой.


Я закончила мехмат РГУ в 1995 году со специализацией а кафедре «Вычислительной математики и Математической физики. Дипломную работу писала у Виктора Иосифовича Юдовича то время возглавлявшего кафедру.

После окончания Университета у меня уже сложилась идея о направлении научной деятельности, которым интересно было больше всего заниматься. Мне очень не хотелось ходить с «грузом» знаний за спиной, а напротив было стремление научиться применять полученные знания к реальным задачам современного мира.


Через год после окончания мехмата поступила в аспирантуру в Технологический институт Джорджии в городе Атланте в Штатах. Выбор был сделан мной неслучайно, я собиралась продолжать образование по специальности, в Атланте работало два центра по нелинейной физике и математике. После окончания аспирантуры я проходила научную стажировку в институте Макса-​Планка в Дрездене. В настоящее время я работаю на Севере Германии в институте Полярных и Морских Исследований имени Алфреда Вегенера.

За почти 15 лет после окончания Ростовского Университета накопилось достаточно много впечатлений, удалось набраться опыта и научных контактов в нескольких крупных научных центрах. За годы аспирантуры мне посчастливилось прослушать спецкурсы у всемирно известных ученых. Трудностей было много, пришлось многому поучится, в каждой научной школе своя система образования и свой подход. Но самое главное, что за эти годы выработалось умение применять свои знания и исчезла неуверенность в своих силах, которая так мучила в студенческое время.

В действительности, мне кажется, что для хорошего образования не так важно в какой стране ты учишься, уровень университета согласно мировой шкале, а напротив одной из главных составляющих успеха обучения является настрой самого студента. Если студента интересует больше не сама учёба, корочка диплома, то вряд ли процесс обучения будет для такого студента захватывающим, в каком бы университете он не обучался.

Для достижения хорошей квалификации огромную роль играет существование научной школы. Возможность общения с высококвалифицированными специалистами позволяет студенту или молодому научному сотруднику быстро и с наименьшими трудностями пробраться через лес научных фактов и формул. Можно представить себе положение студента, на которого в результате неопытности и низкого профессионализма лектора свалился поток новой информации. Ему трудно самому понять, что является важным, а что второстепенным. Что делает ответственный студент в таком случае? Он идёт в библиотеку или заходит в популярную Wikipedia и пытается разобраться сам.
Пройдут часы, а может быть и дни, прежде чем отыщется цельное зерно истины. А может оно и не отыщется и человек решит задачу неправильно, сформирует неправильный научный подход и потратит время.
Общение же с хорошо подготовленными специалистами, с преподавателями, у которых накоплен огромный опыт решения той или иной задачи позволяет молодому исследователю сэкономить время и переступить на следующую ступеньку научной подготовки.

Наша Российская наука славится научными школами по всему миру. Одна из таких школ выросших благодаря Виктору Иосифовичу Юдовичу была и остаётся кафедра мехмата Вычислительной Математики и Математической Физики.
Я очень благодарна преподавателям кафедры за тот базис научных знаний, который они в нас вложили.
Благодаря хорошей организации спецкурсов и учебной программы наше обучение на трёх последних курсах, несмотря на большую учебную нагрузку, не сильно нас перегружало. Каждый курс дополнял другой и в чём-​то пересекался с параллельными курсами. В результате у студентов возникала полноценая информация о предмете. Мне нередко приходилось обращаться к своим конспектам спецкурсов во время обучения и практики заграницей. Часто бывало после часовых поисков какой-​то формулы вдруг вспоминаешь про конспект спецкурса и находишь необходимую формулу где-​нибудь в уголке конспекта.
Мне хочется поблагодарить преподавателей кафедры за хорошо поставленный учебный процесс, за высококвалифицированные курсы лекций и за внимание к студентам.

Помимо специализации на кафедре нам читали и основной набор курсов, среди которых хочется особенно отметить курсы Дискретной Математики Якова Михайловича Ерусалимского, курс Математического Анализа Владимира Евстафьевича Ковальчука, курс Теории Вероятности Бездудного Григория Марковича, Теоретическую Механику Эдуарда Николаевича Потетюнко. А также хочу поблагодарить и других преподавателей, которые к нам студентам относились не формально, а всякий раз искренно переживали наши ошибки.

Положение современного студента отличается от того, в котором были мы 15 лет назад. Сейчас больше возможностей для выбора, но с другой стороны присутствует очень жесткая конъюнктура специалистов. Ситуация у нас в стране в смысле востребованности научных кадров далека от состояния научного рынка труда на Западе. Многие научные направления, активными темпами развивающиеся на Западе, у нас закрываются, а специалисты остаются невостребованными. Хочется верить, что это — временная ситуация. Например, это касается биотехнологий, таких специальностей, как медицинская физика, нейроинформатика. Не секрет, что в этих направлениях сейчас лидируют публикации математиков и физиков. Ведь именно методы математической физики и нелинейной математики используются для описания сложных биологических систем. Чтобы не быть голословной, привожу пример. В годы работы в институте Макса Планка мне посчастливилось взаимодействовать с группой биофизиков, которые совместно с микробиологами разрабатывают модели таких сложных процессов как деление клеток, механизм дифференциации клеток, модели слуха животных. Я работала с группой генетиков и биологов из института Нейроинформатики в Цюрихе по изучению и интерпретации полёта насекомых. Оказывается для описания таких сложных природных процессов, как полёт насекомых может тоже приложится рука математика. Во всех моделях используются в той или иной мере взаимодействующие нелинейные осцилляторы. Как только вы вообразите, что жучок или мушка — это сложная система осцилляторов, дальше уже вступают в силу законы динамических систем. Это кажется смешным и несерьезным, а ведь механические процессы, заложенные в основу движения насекомого и биения человеческого сердца оказываются универсальны, они поддаются точному математическому описанию.

В настоящее время я работаю в институте Алфреда Вегенера. Это один из крупных институтов, где ведутся исследования экологии Северного и Балтийского моря. Работа интересная, у института есть даже свой ледокол «Полярная Звезда» регулярно совершающий рейды в Северные широты. Оттуда с ледокола данные поступают в нашу лабораторию и в несколько других центров. В нашей группе сотрудничают биологи и экологи из разных стран. Большинство из них занимаются моделями изменения климата. Математические модели здесь приветствуются на ура. Несмотря на то, что моделирование климата задача не простая, чаще всего реальная экологическая система выходит за пределы теоретического упрощения, однако математическое описание позволяет предсказать возможные сценарии поведения. Здесь уже без подходов математической физики и теории устойчивости не обойтись.

В заключении, хочу пожелать всем студентам успешной учёбы. На каждом этапе вашего обучения приходится делать выбор, вначале выбор вуза, потом специализация и подготовка к выбору тематики дипломной работы. Делайте выбор самостоятельно, выбирайте то направление научной деятельности, которым вам действительно интересно заниматься.

Учёба, как известно, не простой процесс, и человеку без живого интереса к делу трудно себя настроить на преодоление трудностей и получить по-​настоящему глубокие профессиональные знания.

{jumi[*5]}

Задать вопрос

Декан мехмата Карякин Михаил Игоревич
Карякин Михаил Игоревич

Как нас найти

Мехмат ЮФУ
344090, Ростов-​на-​Дону,
ул. Мильчакова, 8а
cм. на карте или найдите маршрут;
+7 (863) 2975 111;
Факс: +7 (863) 2975 113;
Деканат: к. 111

Группа ВКонтакте

Авторизация