История факультета

Как университет увозили от фашистов

Создано: 25.04.2022
Автор: Мнухин Р.М.

Мало кто знает, что 80 лет назад Ростовский (ныне Южный федеральный) университет мог вообще прекратить свое существование. Во время Великой Отечественной войны университет был вынужден дважды эвакуироваться из Ростова: первый раз – осенью 1941 года в Дагестан, а летом 1942 года – в город Ош Киргизской ССР.
Как удалось вывезти из Ростова и сохранить ценное оборудование университета, рассказывается в приведенных ниже отрывках из воспоминаний И.И. Буйло – непосредственного участника описываемых событий.
Публикация подготовлена к печати сыном автора, доктором физико-​математических наук, заведующим отделом НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета С.И. Буйло.

БуйлоИИ
На снимке: этот человек, И.И.Буйло, дважды спасал оборудование РГУ

«…17 октября 1941 года немецкие войска захватили Таганрог. Появилась реальная угроза их прорыва к Ростову-​на-​Дону. Руководство Ростовского госуниверситета, по согласованию с местными властями, назначило меня1 ответственным за эвакуацию из Ростова в столицу Дагестана – город Махачкалу ценного научно-​учебного оборудования университета. Я тогда заканчивал физико-​математический факультет и работал старшим лаборантом кафедры экспериментальной физики.

Для упаковки приборов на всех кафедрах были созданы группы из научных работников, лаборантов и оставшихся студентов. Для сопровождения оборудования была организована комсомольско-​молодежная бригада, в которую кроме меня, вошли лаборант кафедры механики Н. Кириченко, студенты С. Ковшиков, И. Могилевский, В. Ковалев, П. Марков, С. Тищенко и еще два студента, фамилии которых я не помню.

19 октября 1941 года, несмотря на воздушную тревогу и налет вражеской авиации, все оборудование было перевезено на главный вокзал и сложено около отведенной нам запущенной (и явно давно не использовавшейся) железнодорожной ветки. Вся территория станции была заполнена в основном военным снаряжением. Вскоре сюда же были доставлены наиболее ценные станки из экспериментальных мастерских РГУ.

Обстановка на станции была очень тревожной. К отходящим составам со всех сторон бежали возбужденные до крайности люди. Кто как мог, старались ухватиться за вагоны, пытаясь покинуть город. Два студента из нашей бригады тоже уехали – вот почему я и не запомнил их фамилий.

Кабинет начальника станции был забит военными до отказа, и все они самым решительным образом требовали вагоны и паровозы для эвакуации военного имущества. К середине ночи обстановка на станции стала спокойнее, и мы смогли объяснить ее руководству, что выполняем государственное задание и что погрузочные работы будем выполнять сами. Вскоре нам подали два грузовых вагона: один двухосный, другой большой – четырехосный (по воспоминаниям отца, в решении этого вопроса с руководством станции большую помощь оказали две фляги чистейшего спирта. – Прим. С.И. Буйло).

В полной темноте мы осторожно погрузили ящики с приборами и станки в вагоны и стали ждать паровоз для подачи вагонов на главный путь. Очень обрадовались, когда появился большой паровоз. Однако он вывернул рельсы и уперся колесами в землю. На выручку был подан второй, который тоже застрял! К утру около нашей ветки собрались руководящие работники из управления дороги. Рвались цепи, но вытащить паровозы не удавалось! На помощь прибыла большая группа военных. Они быстро разобрали старую ветку, положили новые шпалы, закрепили рельсы и вытащили паровозы.

Утром 20 октября 1941 года наш состав покинул Ростов. Вражеская авиация непрерывно бомбила станции и составы. Поэтому поезд не имел четкого маршрута движения и почти не останавливался на станциях. Так вместо Махачкалы попали в Краснодар, где нас ожидала крупная неприятность. Где-​то в пути, при ночных бомбежках потерялся главный проводник с документами на все вагоны нашего состава. Таким образом, согласно приказу наркома, состав подлежал разгрузке как бездокументный. Ситуация была критическая, так как руководство университета покинуло Ростов другим поездом. С большим трудом оформили новые документы с моих слов, поехали дальше…

Ночью поезд остановился в открытом поле: станцию Невинномысская сильно бомбили. Только поздним утром она смогла нас принять. Все здесь напоминало о недавнем налете бомбардировщиков. Везде ощущался удушливый запах гари. Разбитое здание станции было забито кроватями и топчанами с ранеными, еще не все следы крови засыпаны песком, вокруг – перевернутые обгоревшие вагоны… На земле валялись поваленные столбы, куски проводов, черепицы, битого стекла. Увиденное там я запомнил на всю жизнь.

На станцию Махачкала-​Товарная наш состав прибыл 26 октября 1941 года. Вечером мне срочно потребовалась медицинская помощь, так как, пробираясь к вагонам, я в очередной раз вывихнул в плече правую руку. Дело в том, что перед войной я служил командиром взвода связи в Красной Армии на Дальнем Востоке, где получил повреждение плечевого сустава, вследствие чего был снят с воинского учета. Поэтому и не мог принимать активного участия в боевых действиях во время Великой Отечественной войны…

Почти одновременно с нами в Махачкалу прибыл и ректор университета Семен Ефимович Белозеров с частью сотрудников и студентов. Надо было решать, как поступать дальше. Для прояснения ситуации в Ростов был направлен студент Сергей Ковшиков. Пока в Ростове были немцы, он несколько дней находился на левом берегу Дона, 29 ноября попал в освобожденный Ростов, а затем вернулся в Махачкалу. В первый год войны немцам удалось похозяйничать в Ростове всего 7 дней, а затем они были выбиты из города нашими войсками. Обидно и тяжело было слушать рассказ Сергея о том, сколько разрушений городу, мук и страданий людям нанесли фашистские банды за время их пребывания в Ростове.

Токарные и другие станки были переданы Махачкалинскому механическому заводу, а научно-​учебное оборудование по описи сдано на хранение в Махачкалинский пединститут. Вскоре сотрудники и студенты возвратились в Ростов, а научно-​учебное оборудование пока было оставлено в Махачкале.

В трофейной тетрадке – атомная бомба!

В родном Ростове коллектив университета налаживал работу. Однако военная ситуация вокруг города оставалась сложной. С декабря 1941 года до середины июля 1942 года наши части держали оборону на реке Миус. В это время и произошло очень интересное событие, о котором мне написал в письме после войны легендарный полковник И.Г. Старинов (О деятельности И.Г. Старинова в РГУ рассказано в очерке: «Как университетские мины защитили Ростов». – Прим. С.И. Буйло).

В то время Илья Григорьевич руководил оперативно-​инженерной группой штаба инженерных войск Красной Армии на Южном фронте и налаживал производство специальных минно-​взрывных устройств в экспериментальных мастерских РГУ. Я тоже участвовал в их работе: вместе с В.Ф. Жеваржеевой, О.И. Келлер и М.М. Алимовой занимался разработкой и изготовлением светящегося в темноте люминофора для покрытия указателей бомбоубежищ.

Вот что мне сообщил Старинов: «… В ночь на 23 февраля 1942 года был совершен налет на гарнизон противника Коса Кривая на северном побережье Таганрогского залива. В результате налета гарнизон был уничтожен, захвачены пленные, трофеи, в том числе и важные документы. Старшина Репин М.А. доставил среди других документов и толстую тетрадь. Я попросил (теперь уже не помню кого) прочитать ее тех оставшихся преподавателей Ростовского университета, которые хорошо знали немецкий язык. Недели через две мне возвратили тетрадь с аннотацией. При отъезде из Ростова в Москву я передал тетрадь ответственному работнику аппарата Уполномоченного Госкомитета обороны по науке, доктору химических наук С.А. Балезину, и он в ней обнаружил, что в тетради отнюдь не фантазия, а реальные суждения о возможности использования атомной энергии в военных действиях. Тогда и было принято решение вести разработку по созданию такого оружия и нами …». (Дальнейшая судьба этой тетради очень интересная. Так, всего лишь несколько лет назад в средствах печати РФ была озвучена информация, что на самом деле И.В. Сталин и руководство СССР приняли решение о начале работ по созданию собственной атомной бомбы не только после известного письма Г.Н. Флёрова, но еще и в результате «…анализа сведений, содержащихся в какой-​то тетради из-​под Ростова…»!!! – Прим. С.И. Буйло).

Новое испытание: эвакуация № 2

К лету 1942 года обстановка на Южном фронте снова резко ухудшилась и 14 июля было принято решение о ПОВТОРНОЙ эвакуации в тыл страны высших учебных заведений Ростова. К концу июля сотрудники и студенты РГУ уже были в Махачкале. 24 июля 1942 года немцы снова заняли Ростов. Создалась непосредственная угроза прорыва врага вглубь Кавказа. При создавшейся обстановке Ростовский университет уже не мог оставаться в Махачкале. И было принято решение о его дальнейшей эвакуации в столицу Киргизии – город Фрунзе.

Только утром 2 августа 1942 года с большим трудом удалось организовать переправу университета на танкере через Каспийское море в город Красноводск. Для погрузки было отведено всего около двух часов. За это время успели погрузиться только люди, а ящики с оборудованием остались лежать на улице около здания пединститута! Ректор университета С.Е. Белозеров попросил меня остаться в Махачкале и сделать все необходимое для спасения и перевозки оборудования. Мы договорились, что на почте в Красноводске и Ташкенте будут оставлены сообщения с информацией о дальнейшем маршруте университета.

В тот же день все оборудование было перевезено нами в порт и сложено в крытом помещении. Однако переправить его через Каспийское море было не на чем. Руководители порта заявили, что помочь с перевозкой оборудования не могут – заняты переброской войсковых частей. И когда обстановка изменится, они не знают…

Тогда я вспомнил про грузовое судно «Азербайджанец», капитаном которого был товарищ Лунин. Еще во время первой эвакуации в Махачкалу, по просьбе Бакинского управления морского флота, мы передали во временное пользование на это судно Лондонский астрономический хронометр. Получив точнейший хронометр, Лунин сказал мне, что если будет необходимость, то он поможет при любых обстоятельствах. Тогда я не придал значения этим словам, но сейчас обстановка сложилась так, что пришлось вспомнить обещание капитана «Азербайджанца»!

Однако Махачкалинский порт уже был на военном положении, вследствие чего нам никто не смог сообщить, когда же в него опять зайдет «Азербайджанец». Тогда мы попросили узнать дату и время прихода судна заведующего кафедрой физики Махачкалинского пединститута Х.М. Фаталиева, который был в курсе наших дел. Через Дагестанский обком партии Халим Магомедович выяснил, что «Азербайджанец» будет в порту через двое суток, а потом отправится в Красноводск.

Когда судно прибыло в порт, Лунин под свою ответственность разрешил грузить ящики с оборудованием на палубу. Сложность заключалась в том, что мы должны были успеть погрузиться за время пересмены охраны при заходе в порт следующего танкера с войсками на борту. Меньше чем за час мы с помощью команды «Азербайджанца» успели погрузить ящики на палубу. Судно вышло в море. Трудности, казавшиеся непреодолимыми, остались позади. На столе в каюте капитана мы увидели наш астрономический хронометр…

Красноводск, Ташкент, Фрунзе… Что далее?

«Азербайджанец» прибыл в Красноводск днем 11 августа 1942 года. Город имел неприглядный хмурый вид и выглядел, как неблагоустроенный поселок. Растительности не было никакой. Кругом только мелкий, как пыль, песок и накаляющаяся знойной дневной жарой почва. Пресную воду, и ту доставляли сюда морем из г. Баку.

На почте не оказалось никаких сведений о том, куда направился университет. Мы решили ехать до Ташкента и уже там решать, что делать дальше. В Ташкенте на почте университет тоже никаких сведений не оставил, и мы оформили документы для отправки вагонов с оборудованием во Фрунзе.

На одной из платформ нашего состава везли в Барнаул бочки с вином, которые от тряски начали течь. У нас в вагоне был ящик с различными инструментами, и по просьбе проводника ребята быстро отремонтировали неисправные бочки. Старичок-​проводник очень обрадовался, горячо поблагодарил нас и всех угостил отличным вином из своего личного запаса!

На станции Луговая мы неожиданно встретили нашего студента Сережу Ковшикова и председателя месткома РГУ профессора В.А. Водяницкого, который ехал в г. Алма-​Ату к своей дочери. Владимир Алексеевич сообщил, что город Фрунзе сильно перегружен, что наш университет удалось разместить с большими трудностями, а Ростовский пединститут разместить вообще не смогли, и он пока находится на станции Пишпек. Даже свой Фрунзенский пединститут правительство Киргизии вынуждено было перевести в г. Пржевальск…

В начале сентября 1942 года два вагона с научно-​учебным оборудованием университета были доставлены нами в столицу Киргизии. Оно помогло сохранить коллектив. Дело в том, что по информации, имеющейся на то время в Наркомпросе, научно-​учебное оборудование университета считалось потерянным, и вполне реальной была возможность расформирования университета вследствие потери материальной базы и распределения его профессорско-​преподавательского состава по другим вузам страны. В этих условиях большую помощь в сохранении университета оказало прибытие в Киргизию двух вагонов с эвакуированным из Ростова ценным научно-​учебным оборудованием физико-​математического, химического и других факультетов.

В Приказе Наркомпроса РСФСР от 21.10.42 г. говорилось: «Ростовский университет был вынужден провести дважды эвакуацию, сохранив при этом основную квалифицированную часть научных работников и наиболее ценное оборудование, что дает возможность развернуть работу университета на новом месте — в г. Ош Киргизской ССР». Вскоре университет переехал в Ош, а в ноябре 1942 года туда же было перевезено и все спасенное нами оборудование.

Возвращение домой

Полтора года университет работал в эвакуации, а в мае 1944 года возвратился в Ростов. Обе университетские библиотеки – научная и учебных пособий – полностью погибли во время бомбежек Ростова. И мне было поручено отобрать в хранилищах Государственного литературного фонда 10 тысяч экземпляров книг, выделенных в конце 1943 года Наркомпросом для начального восстановления библиотеки РГУ.

В Свердловском филиале Государственного литературного фонда с большим трудом удалось отобрать только три тысячи экземпляров, потому что остальная литература не подходила для университета. Дальнейший отбор книг разрешили произвести в Московском филиале фонда при библиотеке им. В.И. Ленина. За месяц здесь я еще отобрал более 15 тысяч экземпляров книг, которые немедленно были отправлены в Ростов.

«За проявленную настойчивость и инициативу при эвакуации ценного научно-​учебного оборудования Ростовского государственного университета» в Приказе Наркома просвещения № 397 от 03.04.44 г. мне была объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ и выдана персональная денежная премия в размере 1000 рублей. Вскоре после окончания войны я был награжден медалью: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.».

Спасенное оборудование еще долго использовалось в университете и в послевоенное время. А многие из отобранных мною книг выдаются в библиотеке до сих пор…»

Очерк опубликован в газете «Вечерний Ростов» № 148149 (1283612837) от 12 июля 2002 года и брошюре «Как ростовчане Царь-​колокол лечили и университет увозили от фашистов». Ростов/​Д., Изд-​во ЦВВР, 2008. – 56 с.


1Буйло Иван Иванович (19081981гг.) — выпускник рабфака и физико-​математического факультета Ростовского государственного университета (РГУ). Осенью 1941 г. Ростовский облисполком и ректорат РГУ назначили И.И. Буйло ответственным за эвакуацию ценного научно-​учебного оборудования РГУ. Он организовал и возглавил комсомольско-​молодёжную бригаду из сотрудников и студентов, сумевшую в 1941 г. эвакуировать наиболее ценное оборудование РГУ в г. Махачкалу, а летом 1942 г. в Среднюю Азию — г. Ош Киргизской ССР. В январе 1945 г. назначен директором экспериментальных мастерских РГУ и ответственным за их восстановление. В 1948 г. И.И. Буйло по состоянию здоровья был вынужден уйти из университета. В очередной раз сказались травмы, полученные им ещё в 1930-​х годах во время службы командиром взвода связи на Дальнем Востоке. После частичного выздоровления продолжал преподавать физику в других учебных заведениях г. Ростова-​на-​Дону.

Как университетские мины защитили Ростов

Создано: 25.04.2022
Автор: Мнухин Р.М.

В очерке рассказывается о том, как во время Великой Отечественной войны в экспериментальных мастерских Ростовского (ныне Южного федерального) университета были сделаны почти все мины, оборонявшие Ростов в 1942 году, и как 80 лет назад в университет попала трофейная тетрадь с секретами создания атомной бомбы.
Автор: доктор физико-​математических наук, Сергей Иванович Буйло.

СтариновИГ
Полковник И.Г. Старинов

Военная ситуация с декабря 1941 года до середины июля 1942 года вокруг Ростова-​на-​Дону была крайне сложной. Наши части с огромным трудом держали оборону на реке Миус. Чтобы сдерживать неприятеля требовались не только неимоверные организационные усилия, но и огромное количество вооружения, личного состава.

Для защиты Ростова-​на-​Дону командование наметило установить около 70 тыс. мин, 56 тыс. из которых предстояло изготовить в самом городе. Но перед серийным производством новых типов мин следовало усовершенствовать их конструкцию и разработать технологию производства. Для решения этих задач было решено задействовать экспериментальные мастерские Ростовского госуниверситета, организовав в них секретную группу под руководством командированного из Москвы легендарного полковника Старинова для разработки и организации серийного выпуска минно-​взрывных устройств по заданиям его специальной оперативно-​инженерной группы Южного фронта (военный инженер Илья Григорьевич Старинов, 19002000 гг. – «диверсант номер один Советского Союза», организатор и непосредственный исполнитель уникальных диверсионных актов в тылу противника в Испании и во время Великой Отечественной войны. – Прим. С.И.Буйло).

Экспериментальные мастерские РГУ были крупным научно-​производственным и учебным предприятием еще до начала Великой Отечественной войны. Они выпускали сложные физико-​химические приборы, которые ранее ввозились из-​за границы. Мастерские размешались в подвальных помещениях бывшего физмата (физико-​математического факультета) по адресу: ул. М. Горького 100 (сейчас 88), и с самого начала войны помогали использовать разработки ученых университета для целей повышения обороноспособности нашей страны. Так, мой отец, Иван Иванович Буйло, работая на кафедре экспериментальной физики физмата университета, участвовал в разработке светящегося в темноте люминофора, выпускаемого мастерскими для указателей бомбоубежищ. Тогда, сотрудничая с экспериментальными мастерскими, он и познакомился с И.Г. Стариновым.

По просьбе Старинова из полка народного ополчения был отозван «ростовский Кулибин» инженер С.В.Гриднев, который вскоре был назначен начальником специального секретного КБ по разработке мин при мастерских. В первую очередь были разработаны новые типы мин, которые были способны к самоликвидации в установленное время, и неизвлекаемые мины замедленного действия. Естественно, все эти работы были строго засекречены, вследствие чего информация по ним (кроме списков с благодарностями за выполнение спецработ для фронта) в доступных архивах до настоящего времени отсутствует.

МастерскиеДоБомбардировки
Довоенное фото. Зав. библиотекой физмата Нина Павловна Захарьянц среди работников экспериментальных мастерских РГУ

Сначала монтажом мин занимались приехавшие в Ростов вместе со Стариновым бывшие бойцы-​интернационалисты Испанской республиканской армии во главе с Доминго Унгрия. Капитан Унгрия в 1936 году командовал в Испании диверсионным батальоном специального назначения, а затем, уже в чине подполковника, 14-​м партизанским корпусом численностью в 3000 человек. После падения Испанской Республики эмигрировал в СССР. Захватив судно, часть личного состава 14-​го корпуса перебралась в Алжир, а уже оттуда в Советский Союз. Другая часть бойцов перешла испано-​французскую границу и была интернирована. Когда французские власти приняли решение о выдаче их фалангистам, бойцы в полном составе совершили побег из концлагеря и ушли в горы. Четверо бывших бойцов 14-​го корпуса впоследствии вместе с Фиделем Кастро высадились на Плайя Хирон делать революцию на Кубе…

Испанцы самоотверженно трудились с утра и до самой ночи, собирая за сутки до сотни сложных мин. Однако рабочих рук все равно не хватало, и к монтажу секретных мин вместе с испанцами стали привлекать ростовчан, в основном девушек-​комсомолок и подростков допризывного возраста. В канун нового, 1942 года экспериментальные мастерские передали документацию и первые образцы новых мин промышленным предприятиям. Окончательную сборку мин производили в мастерских университета. Детали для мин и взрывателей стал поставлять завод Ростсельмаш, металлические корпуса для осколочных фугасов – завод Красный Аксай, а корпуса деревянных противотанковых и противопехотных мин – ростовская фабрика клавишных инструментов. По этому поводу в университете шутили, что нынешняя ростовская музыка врага не обрадует!

В распоряжении полковника Старинова были 5 саперных батальонов, которые устанавливали заграждения, а также производили минирование местности вокруг Ростова. Диверсионные группы спецбатальона, также созданного полковником И.Г. Стариновым, регулярно участвовали в так называемых «ледовых походах» в тыл к немцам по льду Азовского моря. Они уничтожали штабы, захватывали трофейные документы и оставляли «на память» немцам свои уникальные мины.

В трофейной тетрадке – атомная бомба!!!!

В конце февраля, начале марта 1942 года произошли очень интересные события, о которых после войны сообщил И.Г.Старинов в письме моему отцу. Помогая отцу вести телефонные переговоры и переписку со Стариновым (к тому времени отец уже был парализован), я поначалу удивлялся, почему Илья Григорьевич обычно печатает свои письма на машинке, а не пишет их от руки. Причина оказалась простой: еще в 1940 году во время Финской войны две пули снайпера сильно повредили Старинову правую руку, он получил инвалидность, но в виде исключения был оставлен на военной службе…

ПисьмоСтаринова
Письмо И.Г. Старинова моему отцу И.И. Буйло

До сих пор жалею, что не удалось сделать магнитофонные записи телефонных бесед отца с Ильёй Григорьевичем. Хотя без их согласия записывать эти телефонные разговоры было нельзя а, учитывая специфику многих бесед, они бы этого и не разрешили. Тем более что в эти годы профессор Старинов работал в центре КУОС (Курсы Усовершенствования Офицерского Состава КГБ СССР), где обучал диверсионной деятельности офицеров спецслужб и спецподразделений нашей армии, и «светить» его было нельзя. В этом центре еще во времена ВОВ проходили подготовку наши разведчики, в том числе Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская и Николай Кузнецов. Многие офицеры Альфы, Вымпела, других спецподразделений, а также их коллеги из стран Азии, Африки и Латинской Америки до сих пор считают Старинова своим учителем.

Итак, вот что написал Илья Григорьевич в постскриптуме к поздравлению моего отца с Новым 1975 годом (текст приведен с несущественными сокращениями):

«… В ночь на 23 февраля 1942 года был совершен налет на гарнизон противника Коса Кривая на северном побережье Таганрогского залива. В результате налета гарнизон был уничтожен, захвачены пленные, трофеи, в том числе и важные документы. Старшина Репин М.А. (руководитель диверсионной группы спецбатальона полковника И.Г.Старинова – Прим. С.И. Буйло) доставил среди других документов и толстую тетрадь.

Я попросил прочитать ее тех преподавателей Ростовского университета, которые хорошо знают немецкий язык. В тетради было много формул, графиков, схем. При отъезде из Ростова я показал тетрадь (командующему фронтом Р.Я.) Малиновскому, тот посоветовал передать ее в аппарат Уполномоченного ГКО (Государственного комитета обороны) по науке С.В.Кафтанову. С согласия начальника инжвойск КА (Красной Армии) я так и сделал. Передал ее ответственному работнику (аппарата), доктору химических наук С.А. Балезину (степень доктора наук Балезин получил позже, только в 1943 г. – Прим. С.И. Буйло), и он в ней обнаружил, что в тетради отнюдь не фантазия, а реальные суждения о возможности использования атомной энергии в военных действиях. Тогда и было принято решение вести разработку по созданию такого оружия и нами…» (Насколько известно, это письмо — первое открытое изложением полковником И.Г. Стариновым истории с захватом «атомной тетради». – Прим. С.И. Буйло).

Естественно, что меня, как специалиста с базовым университетским образованием сразу же заинтересовала озвученная в письме И.Г. Старинова информация о существовании некоей таинственной «атомной тетради», с содержанием которой во время ВОВ были ознакомлены преподаватели физмата РГУ. Однако первое официальное упоминание о ней я обнаружил лишь спустя 10 лет в опубликованных в 1985 году журналом «Химия и жизнь» воспоминаниях бывшего уполномоченного Госкомитета обороны (ГКО) СССР по науке профессора С.В. Кафтанова. В своих воспоминаниях Сергей Васильевич написал, что именно эта «атомная тетрадь» наряду с предупреждением физика Г.Н. Флерова побудила его и академика А.Ф. Иоффе обратиться в ГКО с письмом о необходимости срочного создания в СССР научного центра по проблемам ядерного оружия. Кафтанов также рассказал, что на заседании ГКО от 28 сентября 1942 года, где рассматривалось это предложение, некоторые ключевые ведомства, включая Госплан, были «против». Однако И.В. Сталин походил, походил по кабинету и сказал: «Надо делать».

Так, в самый разгар войны гигантские усилия и средства нашей страны были перенаправлены на создание принципиально нового вида оружия – атомной бомбы! О том, что к концу войны советская разведка смогла добыть часть документации по создаваемой американцами атомной бомбе, профессор С.В.Кафтанов в воспоминаниях предпочел не упоминать (информация об этом была обнародована в печати уже в наши дни). Американские чертежи действительно сэкономили нашей стране до двух лет работы, но если бы к этому времени в СССР не развернули гигантскую собственную атомную промышленность (для этого от электричества отключались целые города!) никакие чертежи нам бы уже не помогли. Трофейная же «атомная тетрадь» оказалась той самой каплей, которая запустила механизм создания супербомбы в СССР

К лету 1942 года обстановка на Южном фронте снова резко ухудшилась. Группу полковника И.Г.Старинова срочно отозвали в Москву заниматься организацией спецподразделений для работы в тылу противника. Налаженное Стариновым в университете производство по сборке мин работало отлично. Каждый месяц из мастерских на фронт увозили до 15 тысяч мин, от которых наступающая немецкая армия несла большие потери. В конце концов, вражеская разведка установила местоположение главного в Ростове объекта по сборке мин, и 8 июля 1942 года во время налета авиации прямым попаданием авиабомбы была разрушена и подожжена та часть здания физмата, где в подвальных помещениях размещались экспериментальные мастерские.

Бомбардировка была прицельной, и бомбили именно мастерские. Сотрудники и студенты сумели быстро расчистить проходы в завалах и успели спасти 18 человек. Налёт продолжился, и от нового попадания авиабомбы рухнули перекрытия подвалов. Под обломками перекрытий погибли 14 работников мастерских. Вражеские бомбардировщики совершили и третий заход, но теперь бомбы упали цепочкой по улице Максима Горького, и часть здания (в которой во время налета находился мой отец) все-​таки уцелела. 24 июля 1942 года немцы снова заняли Ростов, и университет был вынужден эвакуироваться в киргизский город Ош, где и находился почти два года (Подробности эвакуации описаны в очерке: «Как университет увозили от фашистов». – Прим. С.И. Буйло).

Тетрадь
Фрагмент одной из страниц «атомной тетради»

После возвращения университета из эвакуации встал вопрос о восстановлении разрушенных экспериментальных мастерских. В январе 1945 года отца назначили директором мастерских и ответственным за их восстановление. Из Махачкалы удалось вернуть часть эвакуированных во время войны станков. В изготовлении мин больше не было необходимости, и экспериментальные мастерские возобновили производство сложных физико-​химических приборов. Осенью 1945 года демобилизовался из рядов Красной Армии бывший главный инженер мастерских М.С.Шульман. Ему отец и передал мастерские в конце ноября 1945 года, а сам вернулся к своей основной работе – ассистента кафедры физики университета. В память о погибших работниках мастерских, в 1974 году внутри здания бывшего физмата (сейчас в этом здании расположен юридический факультет ЮФУ) установлена мемориальная доска.

Трофейная «атомная тетрадь» многие годы пролежала в закрытых архивах, и сам факт её существования был тайной. В наши дни это уже не является большим секретом. Так, несколько страниц в книге известного историка разведки В. Лота «ГРУ и атомная бомба» посвящены событиям именно вокруг «атомной тетради». В этой же книге я нашел имя ее автора. Убитым офицером оказался немецкий физик-​ядерщик Ганс Вандервельде. Как этот ученый попал на фронт, и что он делал под Таганрогом – остается тайной до сих пор. По некоторым данным он искал залежи урановой руды. Неизвестно и точное содержание тетради. В печати озвучивалась информация, что в ней якобы приведены данные об учреждениях, работающих по германской атомной программе, схемы ядерных превращений урана, энергетические расчеты взрыва урановой атомной бомбы, а также рисунки возможных реализаций атомного реактора и самой бомбы. С захватом «атомной тетради» полковнику И.Г. Старинову, скорее всего, просто повезло. Как рассказывал Старинов моему отцу, он поначалу и сам не знал всей ценности этой тетради, почему и просил оценить ее важность знавших немецкий язык преподавателей физмата Ростовского госуниверситета.

Время идет, и в 2005 году четыре фрагмента из атомной тетради были показаны в телевизионном фильме «Братство бомбы». Нынешнее местонахождение тетради неизвестно. По некоторым данным «атомная тетрадь» хранится в Москве в музее Института атомной энергии им. И.В. Курчатова.

Вот такая интересная история оказалась у секретной трофейной атомной тетради, благодаря полковнику Старинову попавшей в феврале 1942 года в руки сотрудников физмата Ростовского госуниверситета, и ставшей той самой «каплей», которая запустила механизм создания отечественной атомной супербомбы. Первая наша атомная бомба была успешно испытана 29 августа 1949 года. С этой даты монополия американцев на атомное оружие закончилась.

Более подробные варианты очерка со всеми ссылками опубликованы мною в виде научной статьи в Военно-​историческом журнале Министерства обороны Российской Федерации, 2018, № 3, С. 9095. и в виде публицистического очерка в журнале «Родина», 2019, № 4, С. 8587.

Помню Волховский фронт…

Создано: 19.04.2010

Михаил Михайлович Драгилев родился в 1922 г. в Ленинграде, выпускник механико-​математического факультета РГУ, доктор физико-​математических наук, профессор кафедры теории функций и функционального анализа. Работает в РГУ с 1965 г.

- В армии я служил с мая 1941 по ноябрь 1946 гг. На фронтах Отечественной войны — с июля 1941 г., в том числе на Волховском фронте с момента его создания до расформирования.

Был рядовым, затем сержантом 881 артиллерийского полка впоследствии переименованного в 8 Гвардейский Любаньский АП. Военная специальность — радист.
В декабре 1941 г. участвовал в освобождении г.Тихвина, затем в малоизвестных Любаньской и Синявинской операциях (попытке прорыва блокады Ленинграда в январе-​сентябре 1942 г.), в наступательных операциях 19431944 гг. в направлениях Новгорода и Луги, в боях на Карельском перешейке, завершившихся взятием Выборга.
В промежутках между наступлениями бывал в местах, хорошо знакомых каждому, кто длительное время находился на Волховском фронте — Кириши, Чудово, Грузино, Тортолово, Гайтолово, где непрерывно шли бои.

Ранений не имел. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Хорошо запомнилось первое впечатление от прибытия на фронт. Момент был неблагоприятный для войск, оборонявших Ленинград с востока. В районе станции Войкобало нам довелось встретиться с остатками частей, не сумевших предотвратить замыкание блокадного кольца вокруг города. Картина была удручающая: толпы раненых, бредущих беспорядочно с переднего края в тыл, много безоружных «сопровождающих», просто заблудившихся и т.п. Оставалось надеяться, что перелом все же наступит, что в конце концов и произошло.

Другое яркое впечатление о войне связано с Синявинской операцией. Тогда, осенью 42-​го, наши войска предприняли безуспешную попытку прорвать блокаду Ленинграда. Немцы господствовали в воздухе, так как большая часть авиации была в это время переброшена под Сталинград. Стояли белые ночи, бомбежки становились непрерывными на небольшом участке сосредоточения войск длиной до 8 км и шириной менее 1 км. На болотистой местности не было возможности укрыться от снарядов и бомб (на минометный и автоматный огонь уже не обращали внимания). Войска 8 армии, в которой состоял наш полк, как и некоторые другие соединения, несли большие потери. Положительный эффект операции свелся, по-​видимому, к отвлечению противника.

Всегда помню трагические эпизоды гибели фронтовых товарищей, следовавших один за другим от начала до конца войны. Наибольший урон наша часть несла от прямых попаданий в укрытия авиабомб и артиллерийских снарядов. Мне посчастливилось избежать подобной участи, но повезло далеко не всем.

Разумеется, все искупает достигнутая общими усилиями Победа. Не жалею, что «посетил сей мир» в одну из его «роковых минут».

М. Драгилев

Привет из 2005 года

Создано: 23.01.2013
Автор: Курбатова Н.В,

Автора!

Идея рождается всегда по-​разному: чаще мучительно, если идея так себе, а иногда бывает следствием настоящего озарения. Самые смелые идеи, как мне кажется, это идеи спонтанные, они приходят в расслабленную голову. Спасибо, что случаются обстоятельства, следствием которых и оказывается плодотворное расслабление головы. А еще важно, чтобы голова сидела на правильной шее, и её хозяин не только внял и загорелся этой самой идеей, но еще и был бы наделен некоей властью, способствующей ее реализации.

Полгода назад в Краснодаре случилась школа-​конференция, на которую поехали студенты нашего факультета в сопровождении двух преподавателей (К. А. Надолина и А. С. Скалиуха), один из них и предложил идею поехать в КубГу поздравлять ФПМ с 15-​летним юбилеем.

Таланты будут!

«Если человек талантлив, то он талантлив во всем» — это потом стало ясно, что мудрость написана про наших студентов. Мы знали, что ребята учатся успешно (в рейтинге представляют «цвет» факультета), но это обстоятельство вовсе не гарантирует наличие талантов.

Результаты первой прогонки предполагаемого действа были неутешительными, но студентов это только раззадорило. Старались все: Сергей Бобров написал сценарий, Наталья Корепанова нарисовала плакаты с узнаваемыми раскрепощенными деканами, театр им. М. Горького помог с реквизитами и костюмами, бойцовский характер и нечеловеческие усилия старосты Калуста Магояна были вознаграждены поддержкой декана и профкома РГУ— команда получила форму университетской символикой.

Репетировали так часто и старательно, что коллеги соседней кафедры недоумевали: «Опять на матмоде веселье!?»
«Процесс пошел».

Командировка.

Отъезжаем в Краснодар. Странная командировка, неправильная; мало того, что вся она попадает на выходные дни, еще и отъезд из Ростова в пять утра.

Поезд проходящий, народ спит, надеясь не спешить с пробуждением, однако надежды не оправдываются. Уложить артистов, равновероятно предвкушающих как провал, так и триумф, не удается – слишком возбуждены, а некоторые попутчики, определенно, поспали бы.

Вагон быстро и мягко выходит из сонного забытья, но все еще очень рано. Завтрак начинается лениво, но процесс увлекает и народ, насытившись, веселеет, уже готовый к встрече с грядущим.
Сытому завсегда веселей!

Краснодар.

Какой он, Краснодар? Тому, кто бывал в Таганроге, легко объяснить (всегда найдется там побывавший). Этот город будто состоит из нескольких Таганрогов, как из мозаик. Есть в нём совершенно провинциально теплые районы, но в то же время он динамично растет и развивается, демонстрируя элементы капиталистических и коммунистических тенденций.

Этимологически не только название города ассоциировано с красным, красивым, но и центральная улица города имеет такое имя, являясь по существу красивой.

Элементы коммунистических тенденций стали заметны практически сразу: намного дешевле хлеб, проезд в маршрутном такси и общественном транспорте. Центральная улица становится ближе к людям и становится пешеходной в выходные дни; народ доброжелательный, и даже милиционеры. Впрочем, как оказалось, не все.

Университет и ИХ нравы.

Университетский городок обнесен забором. Много разной зелени, встречаются даже платаны. Все клумбы вскопаны, цветут многолетние цветы. Ощущение праздника, внезапно нахлынувшей весны и порядка. Это ощущение усиливается, когда входишь в учебные корпуса. Очень светлый свободный холл. Несколько бистро для студентов и одна столовая, которая очень вкусно и недорого кормит. Цены очччень СМЕШНЫЕ. Все время сравниваем. Сравнение, увы, не в нашу пользу.

В помещениях и на территории нельзя курить – штрафуют. Заборы, оказывается, и существуют для того, чтобы обозначить территорию КубГУ, и только за забором можно курить. Не курят также в туалетах, потому как в таких туалетах курить все равно, что в музее; здесь «бушует» зимний сад из растений, какого-​нибудь продвинутого цветочного магазина. У каждого такого заведения есть своя хозяйка, улыбчивая опрятная бабуля, она то и соблюдает чистоту помещения и чистоту нравов. Надо сказать, сильное общественное мнение сказывается, и число курильщиков неустанно сокращается.

«Хорошо быть молодым!»

Нас встретила студентка-​третьекурсница Света, потанинский стипендиат, окружила заботой, снабдила билетами на концерт потанинцев прошлого 2004 года. Атмосфера молодости, концентрации талантов бодрит.

Весело и радостно, но подсознание помнит, что впереди еще ждет испытание. А пока знакомство с городом: прогулка по парку 40-​летия Победы.

Парк похож на лес, даже озеро имеется. Информированный студент-​биолог рассказывает о растениях и деревьях и удивляется большому числу интересных экземпляров.

Озеро очень бы подошло нашей кафедре — замечательная геоэкологическая модель с трубой теплой, возможно, нечистой воды. Просто мечта Константина Аркадьевича и дюжины его студентов!

В начале аллеи, прямо посередине, из валунов, известняка и бетона сооружена стилизованная альпийская горка. Она выглядит совершенно чуждо и неожиданно, мягко говоря, эклектично. Оказалось, что только ее сооружение смогло воспрепятствовать «авто-​прогулкам» по аллее.

Многочисленные кафешки искушают и незаметно лишают средств – потеряли бдительность.

Это страшное слово — концерт.

Концерт назначен на 3 часа. В одиннадцать мы уже в здании казачьего хора. Зал большой, знакомый по репортажам КВН на первом канале. Дают 10 минут на репетицию с музыкальным сопровождением. У нас 15 музыкальных отрывков, привязанных к тексту. Все должно быть интерактивно. Нужен правильный драйвер. Наше выступление второе в программе после профессионального коллектива «шотландцев» — невыгодный номер и соседство.

Обстановка в зале нервная. Звукооператор грозится не пустить во время концерта к аппаратуре. Единственная прогонка полна накладок, и провал кажется неизбежным – слишком много зависит от музыки.

Атмосфера накалена настолько, что за 20 минут до начала концерта компьютер звукорежиссера выходит из строя. Ищут новый. Полная безнадега.

В этот оптимальный момент Ольга Донатовна Пряхина подходит ко мне со словами, что Владимир Андреевич Бабешко внес в программу речь от мехмата РГУ. Неожиданность предложения поставила под сомнение реальность происходящего. Как будто заговор какой-​то против нас. Быть «правильным» драйвером после спонтанного выступления представлялось совершенно невозможным, ведь нужна холодная голова и собранность.

В последний момент Калуст принял удар на себя и справился успешно. Все, как надо, звучало – своевременно начиналось и заканчивалось. И речь какая-​то говорилась, при этом яркий прожектор слепил, настолько, что возникало ощущение полного одиночества и неожиданности слов, уходящих в пустоту.

Самый счастливый момент тоже наступил, он совпал с концом выступления ребят, без единой накладки и с громом аплодисментов. Спасибо Наташе К. — аплодисменты начались еще до выступления, лишь только плакаты появились на сцене, и все узнали своего декана в ином цвете.

Все получилось очень профессионально. Ура! Молодцы ребята!

Накатила усталость. Пришло не только чувство удовлетворения, но и чувство голода. На Красной в кафе вкусно поели и позаимствовали местную газету с заголовком «Ковальчук закручивает гайки» — ностальгически повеяло родным факультетом и потянуло на родину.

Из далекого 2005 года.

Послесловие

Теперь 2013-​й! Ребята стали ведущими специалистами, работают в России, Сингапуре и Канаде. Изменилось многое и у нас: от названия университета до условий жизни студентов. Наш факультет выбрался из подвалов физфака и обжил новое здание. Оно, в самом деле, живое! Цветы в холле, чистота всюду, запахи кулинарных изысков «Интеграла», свидетельства многочисленных студенческих спортивных и научных побед на стендах, современные компьютеры и технологии. Но неизменным осталось главное: наши традиции. Студенты во все времена – наше всё! Успехов вам и с праздником!!!

25 января 2013 года

{jumi[*5]}

«Пленных быть не должно», но они были…

Создано: 19.04.2010

Не много в наше время осталось живых свидетелей утра 22 июня, но те, кто выжил, не смогут забыть его до конца своих дней.

Среди таких «счастливчиков» оказался 19-​летний солдат Анатолий Дмитриевич Алексеев. В начале лета их воинскую часть вывезли в летние лагеря, находившиеся вблизи нашей западной границы. В ночь на 22 июня он стоял на посту и первым услышал тревожный гул. Хотя и начало светать, но над землей завис легкий туман, и несколько минут Анатолий не мог разобрать, что же происходит.

Гул становился все явственнее, уже можно было различить в небе летящие машины.
Как положено по уставу, Алексеев вызвал начальника караула. Долго тот не мог поверить в происходящее. Он убеждал молодого солдата, что это учения, маневры. Но это началась война.

Через пару минут горнист затрубил тревогу, и полк, сняв палатки, выехал в направлении границы. На лесной поляне заняли огневые позиции и до вечера вели огонь. С наступлением темноты отошли километров на пятнадцать, окопались и снова вели огонь, пока не кончились боеприпасы. Новых уже больше никто не подвозил.

Началось отступление. Создавалось впечатление, что про них забыли и они никому не нужны. Командиры не имели никакой связи с высшим начальством, ни малейшего представления о том, что делать, куда бежать, где наши, а где враги. Двигались в основном ночью, а днем прятались от немецких самолетов, так и не увидев своих. Бомбежки следовали одна за другой. До мельчайших подробностей Анатолий Дмитриевич помнит каждый случай, когда оказывался на волосок от гибели. Вспоминает поваленное дерево, прикрывшее его от взрыва, или картофельное поле, защитившее его при обстреле. Ряды отступающих то скапливались у очередной переправы, то заметно редели после бомбежки. Шли уже небольшими группками, без четких ориентиров, надеясь до последнего, что впереди свои. Но вокруг были только немцы, и кольцо сжималось.
Однажды, когда ехали по дороге на машине, им преградили путь фашисты, открывшие по ним огонь. Многие в этой перестрелке погибли, но Алексееву снова повезло. На помощь пришло опять поле, только на этот раз ржаное. Вместе с другими оставшимися в живых, он бросился в рожь и укрылся в мелкой канавке, надеясь дождаться темноты. Это спасло ему жизнь, но не помогло избежать плена. Автоматчики прочесали поле и всех забрали. Шел всего 8-​й день войны, и только позже Анатолий узнал, что до своих было очень далеко: в этот день немцы были уже возле Минска.

Началась жизнь военнопленного. Вначале это были полевые прифронтовые лагеря. Настроение у всех было подавленное, каждую минуту ждали расправы, особенно когда выдавали лопаты и заставляли рыть ямы для убитых. В душе каждый знал, что она может стать могилой и для него. Ночевать приходилось под открытым небом в местах, окруженных колючей проволокой. Практически ничем не кормили, еду приходилось под охраной добывать самим в поле и в разбитых машинах на дорогах. Ночи были сырые и холодные, а из одежды на многих пленных были только гимнастерка и брюки. Многие не выдерживали, заболевали и не могли идти дальше. От них просто избавлялись.
Когда пришли в Белосток, Анатолий был совсем обессилен, и думал, что дни его сочтены. Любое резкое движение вызывало головокружение и темноту в глазах. Но вскоре их посадили в вагоны и отправили на запад, дав на дорогу кусок хлеба. Когда их выгрузили на станции Остров Мазовецкий (Польша), пришлось долго идти пешком. Анатолию становилось все хуже и хуже, он начинал отставать, оказываясь в конце колонны. Он понимал, что угроза быть пристреленным возрастает с каждым шагом, собирал последние силы, чтобы снова продвинуться вперед. До сих пор он не может объяснить, как у него это получалось.

В лагере, куда их привели, Анатолий понял, что, возможно, все попытки выжить были напрасны. Спать приходилось на мокром песке, холод от которого пронизывал все измученное тело с головы до ног. Но и тогда он не поддался отчаянию. Алексеев вспомнил про свой паек, который выдали на дорогу. От нервного напряжения он не мог ничего есть и этот кусок хлеба, который не лез в горло, спас ему жизнь. Он смог обменять свой паек на шинель и согреться в холодную ночь. Когда в тело стало возвращаться тепло, он почувствовал, что угроза скорой смерти отступила.

Военнопленных привезли в большой сборный лагерь в Витцендорф. Здесь они впервые помылись в холодной воде, продезинфицировали скудную свою одежду. Лагерь располагался в небольшом сосновом бору под открытым небом. Чтобы уберечься от дождя, необходимо было сооружать шалаш. Здесь Анатолий подружился с одним из пленных, а потом встретил бывшего одноклассника, с которым сидел за одной партой. Поддерживали, как могли, друг друга.

Из Витцендорфа пленных направляли в рабочие лагеря. Алексеева перевез-​ли в Гамбург. Сначала пленные занимались ремонтом разбитых дорог, а позже его перевели на завод металлоконструкций, где он стал работать грузчиком. По 12 и более часов приходилось на плечах таскать тяжелое железо. Так как Гамбург все время бомбили и англичане, и американцы, то над ним постоянно висела угроза погибнуть под бомбами союзников, что было бы уж совсем обидно.

Судьба советских военнопленных была более суровой по сравнению с французскими, английскими, бельгийскими и другими пленными. К расовым (славяне — «недочеловеки») и идеологическим («большевики») причинам добавлялась еще одна. В рамках деятельности «Красного Креста» существовало международное соглашение, регламентирующее обращение с военнопленными. Согласно ему представители «Красного Креста» посещали лагеря военнопленных, следили за условиями их содержания, питания, привозили посылки с продовольствием, организовывали связь с родными. Наша же страна в эту конвенцию не вошла («пленных быть не должно»), кроме того, согласно «Общим вопросам обращения с советскими военнопленными» (Распоряжения об обращении с советскими военнопленными (Приложение к журналу № 3905841 от 8 сентября 1941 года)):

«… Поэтому большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение с ним, как с честным солдатом в соответствии с Женевским соглашением…»

поэтому советские пленные были вне всякого закона, с ними более грубо обращались, скудно кормили. На этой почве возникали протесты, русские отказывались выходить на работу. Среди таких бунтовщиков оказался и Анатолий. Его посчитали зачинщиком и отправили в штрафной лагерь.

Место это представляло собой торфяное болото. Здесь велась добыча торфа по старинке в карьерах, наполненных водой. Работа была тяжелая, да и порядки более суровые. Почти сразу же между Анатолием и старшиной штрафного батальона, человеком жестоким, прислуживавшим немцам, возникла взаимная неприязнь. Дело в том, что еще со школы Алексеев хорошо знал немецкий язык, а старшина владел им плохо. Он ревниво относился к но-​вичку, так как боялся потерять свое место, дававшее ему много привилегий. Именно в этом Алексеев видел причину того, что его одним из первых обменяли на проштрафившегося из лагеря, организованного в деревне.

В новом лагере пленного закрепляли за каким-​нибудь крестьянином, чтобы тот работал на него. Что такое голод, здесь уже было забыто, так как каждый имел возможность украсть что-​нибудь из съестного: то картошечку из подвала, то яйцо из курятника. Хозяин Анатолия оказался человеком неплохим, да и работа у него была не тяжелая: сад и огород. Именно здесь он смог набраться сил и воспрянуть духом. Получая информацию о том, что наши войска отвоевывают свою территорию и оттесняют врага, он надеялся на скорейшую победу.
Поначалу Анатолий скрывал, что хорошо понимает немецкую речь, не желая прислуживать немцам. Но когда переводчик стал вести себя нечестно, подкармливать своих дружков за счет других, доносить фашистам на непонравившихся, он не выдержал и однажды заступился за невиновного, объяснив по-​немецки, что старшой на него наговаривает, но все было на самом деле не так. Когда часть пленных, среди которых оказался и Алексеев, перевели в другое место, ему пришлось стать переводчиком и старшим лагеря. И вот тогда Анатолий попытался изменить порядки и атмосферу в лагере, сплотить коллектив, чтобы пленные, хотя бы между собой, могли жить спокойно и мирно.

Для устранения распрей Алексеев решил в случаях воровства, которое являлось основным злом среди заключенных, не докладывать фашистам, так как те сильно избивали виновных, а выявлять воров самим. Анатолию много раз приходилось выполнять роль сыщика, разыскивая то пропавший кусок хлеба, то одеяло, то портянки. Наказание вору определяли всем коллективом, обычно лишая его еды на некоторое время.
Другой источник вражды между заключенными — несправедливое деление еды. Каждому казалось, что ему дали меньше, чем соседу. Новый старшой решил и эту проблему. Он предложил свой способ раздачи еды. Написать на картах фамилии, растасовать их и разложить на столе перед мисками с едой. Где твоя фамилия — твое место. А тот, кто разливает еду, не знает какая миска ему попадется, поэтому заинтересован поделить все поровну.

Когда изредка привозили обувь и белье, его на всех не хватало. Но и здесь Анатолию удавалось справедливо разделить скудное имущество, раздав в первую очередь наиболее нуждающимся. Знание немецкого языка давало возможность помочь товарищам, например, уговорить немцев не брать на работу заболевшего. Фашисты, боясь «красной» агитации с его стороны, отправляли Алексеева на самые тяжелые работы для военнопленных. Товарищи по лагерю все это видели, относились с сочувствием и пониманием, ценили его желание помочь им. Как оказалось позже, именно их добрые слова спасли его уже от другого лагеря — советского.
Когда война закончилась, казалось, что все скитания и лишения позади, стоит только добраться до дома. Но это оказалось далеко не так. Бывшие в плену причислялись к изменникам Родины, поэтому Анатолий, как и все другие, подвергался тщательным допросам со стороны различных органов власти, особенно когда выяснилось, что он хорошо владеет немецким языком. Вопросы задавали самые разные, вплоть до того, почему он сдался в плен, а не покончил с собой. Анатолий этих допросов не боялся, так как своей вины не видел, хотя достаточно было одного негативного свидетельства о нем, и колючей проволоки было бы не миновать. Но все те, кто находился рядом с ним в лагере, подтверждали, что он вел себя достойно.

Из Германии в Белоруссию шли пешком, оттуда в составе рабочего батальона их направили в Нижний Тагил, на металлургический комбинат. Так как Анатолий не имел никакой специальности, но обладал «повышенной грамотностью», его устроили на работу в бухгалтерию. Когда, наконец, его оставили в покое и допросы прекратились, Анатолий вернулся к давнишней мечте — учиться в университете. Окончание школы с отличным аттестатом давало ему возможность поступить в любой вуз без экзаменов.

Так Алексеев, бывший военнопленный, стал студентом физмата Казанского университета. Окончив университет с отличием, Анатолий Дмитриевич снова столкнулся с проблемой: его никуда не хотели брать на работу. И не потому, что таковой не было. Везде принимали радушно до тех пор, пока разговор не доходил до личного дела. Узнав, что он всю войну провел в плену, от него отворачивались и посылали поискать работу в другом месте. Отчаявшись, сгоряча, написал он возмущенное письмо Сталину. Удивительно, но ответ пришел. В грубой форме ему было сказано «сидеть и не рыпаться». Те унижения и оскорбления, недоверие и подозрения, с которыми ему пришлось столкнуться уже на родной земле, требовали еще больше, чем в лагере, мужества, силы духа, терпения и стойкости. Только в 1955 году, уже после смерти Сталина ему помогли устроиться в Елабужский пединститут. В этом же году состоялся закрытый партийный Пленум, на котором было принято решение: годы, проведенные в плену, приравнять к фронтовым. С этого момента все преследования бывших военнопленных стали незаконными. Наконец, через 10 лет после Победы, Анатолий Дмитриевич смог вздохнуть свободно.

В 1957 году он поступил в аспирантуру Ростовского государственного университета и продолжает работать на мехмате ЮФУ (РГУ) доцентом кафедры дифференциальных и интегральных уравнений.

- Героических подвигов мне не выпало, побед одерживать не суждено было, — с виноватой улыбкой говорит ветеран.

Но его судьба требовала от него каждодневных физических и нравственных усилий, чтобы отстоять свою честность и человеческое достоинство.

С днём студента!

Создано: 23.01.2013


Говорят, бывших президентов не бывает. Так и наши студенты разных лет всю жизнь остаются студентами мехмата и гордятся своим факультетом. Преподаватели мехмата тоже радуются их успехам и очень ценят, когда связи не разрушаются со временем.

Известно, что на мехмате учатся целые поколения, семейные династии; три поколения – это уже обычное дело для нас. Родители плохого своим детям не пожелают, вот и приводят их в свою Alma-​Mater.

Очевидно, студенческая жизнь отличается от школьной. Тотальный контроль учителей остаётся в прошлом. Внутренняя мотивация, самоконтроль и дисциплина становятся основой успешного обучения. Расширяется профессиональный кругозор, появляется интерес, и процесс познания затягивает без принудительного воздействия извне. Активный студент может успеть всё: профессионально заниматься спортом и отстаивать честь факультета, выигрывать на всероссийских олимпиадах, побеждать в конкурсах, блестяще программировать, заниматься научно-​исследовательской работой, участвовать в боях КВН, танцевать, наконец.

Именно поэтому по прошествии многих лет студенческая жизнь нам кажется богатой красками и обертонами.

На фотографиях вас поздравляют, не ведая того, студенты из 2005 года. Теперь они кандидаты наук и ведущие специалисты фирм, а там, в 2005, ещё сдают экзамены и зачеты, участвуют в культурной жизни факультета и учатся в очень дружной и сильной группе. Средний балл каждого студента группы из 18 человек выше четырех с половиной, с ними интересно работать и не только. Вспомню только одно событие как привет из прошлого и пример того, что каждый из вас может всё, если захочет! Итак…

{jumi[*5]}

Задать вопрос

Декан мехмата Карякин Михаил Игоревич
Карякин Михаил Игоревич

Как нас найти

Мехмат ЮФУ
344090, Ростов-​на-​Дону,
ул. Мильчакова, 8а
cм. на карте или найдите маршрут;
+7 (863) 2975 111;
Факс: +7 (863) 2975 113;
Деканат: к. 111

Группа ВКонтакте

Авторизация